В Музее Достоевского открылась выставка художника Василия Калужнина
В Музее Достоевского открылась выставка картин и рисунков Василия Калужнина «Городу, сжимавшему дыханье». Название — строка из стихотворения Татьяны Гнедич, современницы Калужнина, как посвящение городу, в котором на Литейном проспекте, 16, художник провел большую часть жизни.
Василий Калужнин. Автопортрет. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора
За последние полтора года это третья персоналия Калужнина (1890 – 1967), который при жизни выставлялся один раз, а потом был забыт. Для нового показа отобраны произведения из Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме и частных коллекций.
В 1920‑е годы Калужнин входил в объединение «Круг художников», ведомое Александром Самохваловым и Вячеславом Пакулиным, был знаком с Анной Ахматовой и Сергеем Есениным. Но изгнанный «за формализм» из Союза художников, он предпочел незаметную для более успешных коллег (для публики — тем более) жизнь преподавателя рисования в ремесленном училище. В блокаду его спасла работа оформителем в Доме офицеров. А потом был труд в тесной комнатке ленинградской коммуналки. Как горько звучат в его письме к давнему другу Соломону Никритину слова: «Что ж! Тружусь! И довольно много. Есть результаты. Но! Нет денег…».
Выставка приурочена к выходу капитального тома «Василий Калужнин. Книга о художнике». В ней Светлана Грушевская, куратор выставки, прокомментировала большое эпистолярное наследие Калужнина, которое хранится в РГАЛИ. Они переписывались с Никритиным полвека. Ответные письма из Москвы не сохранились.
На выставке впервые показана картина «Тоннель. Электросварка». Вряд ли Калужнин имел возможность спуститься в шахту, где прокладывали метро. Но он читал газеты: яркие фиолетовые всполохи в темноте шахты были его фантазией на тему важной стройки. «Вечер у реки» с мерцающими во тьме желтыми фонарями напоминает работы импрессионистов. Совсем в другой, «белоночной», тональности решен пейзаж «Дворцовая набережная». Эвакуация эрмитажных картин летом 1941 года волновала Калужнина многие годы. Он был участником этого героического события, а также получил разрешение установить мольберт и сделать несколько эскизов. На выставке показана картина военного времени и несколько более поздних работ, связанный с этой темой.
Выставка открыта по 15 сентября.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (7240) от 25.08.2022 под заголовком «Трудившемуся много».
Комментарии