В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка «Небытие на свету»
Выставка (12+) приурочена к 85‑летию со дня рождения Иосифа Бродского (поэт родился 24 мая). Название проекта взято из его стихотворения «Натюрморт». Представлены документы, фотографии, личные вещи поэта из музеев и частных собраний.

ФОТО АВТОРА
Земной путь Бродского завершился почти 30 лет назад, он давно стал классиком русской литературы, ему посвящены музеи в разных городах и странах, его стихотворения и проза входят в школьные учебники и университетские курсы лекций. Но сотрудники ахматовского музея, где находится мемориальный кабинет Бродского, не могли пропустить заметную дату.
По словам Павла Котляра, куратора выставки, «она задумана как, если процитировать известное стихотворение Бродского: «Вид издали на жизнь, что пролетела». Это своеобразная игра-путешествие по выстроенному городу, в котором условные дома напоминают образы петербургской архитектуры. В этих домах есть окошки, заглядывая в которые зритель «проявляет фотопленку жизни поэта» ленинградского и эмигрантского периодов. Основной путь пройдет по реке Неве, по которой идут корабли и буксиры, словно в знаменитой «Балладе о маленьком буксире» Бродского. По Неве, где он мальчишкой по льду бегал зимой. А много позже заметил, что вода — это кровь времени, и город, как нарцисс, смотрелся в свое отражение».
Анна Ильина, известный музейный дизайнер, выстроила в выставочном пространстве карту исторического центра Петербурга — Нева, Васильевский остров, Петропавловская крепость, Фонтанка, Дом Мурузи… По рекам можно ходить, «выбираясь на сушу», чтобы заглянуть в те самые окошки. Авторы выставки не настаивают на определенном маршруте: зритель может перемещаться от реки к реке, от дома к дому по своему усмотрению. Тем более что названия мест буквально не связаны с биографией поэта.
Например, в доме «Васильевский остров» помещены фото Бродского разных лет, в том числе детские, сделанные в 1942 – 1943 годах в Череповце в эвакуации во время Великой Отечественной. В доме «Кресты», отсылающем к поэме «Реквием» Анны Ахматовой и пребыванию Бродского в «Крестах» перед ссылкой, можно увидеть дарственную надпись Анны Ахматовой «Кесарю — кесарево. Иосифу Бродскому. А. А. А.» на оттиске журнала «Новый мир» 1962 года с циклом «Из новых стихов». Рядом находится «Новый мир» за декабрь 1987 года с первой публикацией стихотворений Бродского в официальной советской печати после его эмиграции. И фотография Александра Стефановича, запечатлевшего поэта с этим номером журнала. Видно, что для Бродского это было радостное событие. На секунду он сбросил маску классика, нобелевского лауреата.
В пункте «Петропавловская крепость» помещены фотографии крепости, а также снимки Шереметевского дворца, сделанные Бродским в 1960‑е годы. Если первая серия во многом случайна — поэт показывал город знакомой славистке, то ахматовское место зафиксировано с возможными подробностями, в том числе с крыши соседнего дома.
Самая интересная, на мой взгляд, точка называется «Дом Мурузи». Здесь и «Доска храмосданная» 1864 года — «Храм сей во имя Святого Дмитрия Солунского сооружен в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра II…». Доска предоставлена частным коллекционером и отсылает к стихотворению Бродского, которое начинается строками: «Теперь так мало греков в Ленинграде, / что мы сломали Греческую церковь». На обороте автопортрета поэта, отправленного другу писателю Якову Гордину в 1964 году из архангельской ссылки, находится надпись: «Герой трагедий, оперетт, вообще — литературы, Вам дарит свой автопортрет, увы, взамен натуры».
На выставке представлено минимальное количество текстов Бродского, например: «Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы» или «Вообще, старайтесь уважать жизнь не только за ее прелести, но и за ее трудности». Жаль, что к таким цитатам нет комментариев, когда эти слова были произнесены и по какому поводу.
Впрочем, выставка задумана как двухчастная. По 24 июня действует первая часть. 4 июля начнет работу вторая, как сказано в пояснении к проекту, «это будет разговор не о жизни Бродского, а о том пространстве культуры, в котором он жил». И там тексты выйдут на первый план.
Читайте также:
В Горном университете императрицы Екатерины II завершена работа над созданием «Книги памяти»
История ледовых патрулей. В здании ААНИИ открылась выставка, посвящённая 80‑летию Победы
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7906) от 14.05.2025 под заголовком «Вид издали на жизнь».
Комментарии