В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась вторая часть выставки-исследования «Иосиф Бродский. Небытие на свету»

Она приурочена к 85‑летию со дня рождения поэта.

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась вторая часть выставки-исследования «Иосиф Бродский. Небытие на свету» | ФОТО автора

ФОТО автора

В первой части был показан Ленинград Бродского — перед зрителем предстали адреса, события, люди, знаковые в судьбе поэта, а также много фотографий Бродского. Теперь нет ни одной. Главное место в тех же самых витринах заняли автографы поэта и книги из его библиотеки; открытки и плакаты, приобретенные им в музеях; снимки, сделанные в разных частях света.

«Постепенно действительность превращается в недействительность», — утверждал Бродский в стихотворении «В следующий век», и с этим трудно поспорить. А в «Посвящении», размышляя об отношениях поэта и читателя, заметил: «…я в глазах твоих — кириллица, названья…».

Куратор проекта Павел Котляр собрал более 500 предметов из музейных собраний и частных коллекций друзей Бродского. В том числе из «Мемориального кабинета Бродского», который в 2003 году был подарен вдовой поэта Музею Анны Ахматовой. Цель второй части проекта — показать контексты культуры, в которых существовал и работал Бродский. Книги Мандельштама, Булгакова, Введенского из его личной библиотеки; открытки с видами разных городов, которые он отправлял родителям в Ленинград по почте; репродукции фресок Джотто, картин Кранаха и Перуджино из его кабинета… И много фотографий квартир в разных странах, где Бродский пытался обрести новые «Полторы комнаты». Конечно, не крошечную выгородку в ленинградской коммунальной квартире, а, говоря словами Пушкина, «обитель дальнюю трудов и чистых нег».

Как рассказал куратор, «когда бригадир электриков, работавший и на первой части проекта, пришел ставить свет, то спросил: «Та выставка была о Бродском, а эта о ком?». Она ровно о том, что вы видите. Содержимое книжных полок, ящиков письменного стола, каких‑нибудь шкатулок говорит о поэте, его мировоззрении, его интересах и вкусах, может быть, больше, чем документы и материалы.

IMG20250704175211.jpg
ФОТО автора 


Дизайн выставочного пространства — шкафы-витрины, установленные на «карту» центра Петербурга, — остался прежним. По словам Анны Ильиной, архитектора экспозиции, это было сделано, чтобы показать: творчество поэта и факты его биографии неразрывно связаны.

Фото «полутора комнат» в доме Мурузи соседствуют с видом эмигрантского кабинета, где Бродский сочинял знаменитое эссе «Полторы комнаты». Снимок с афишей выставки архитектурной графики Андреа Палладио в том же кабинете дополняет тот самый экземпляр афиши. Старые фото домов, где жил поэт, дополняются снимками в тех же ракурсах, но уже с мемориальными досками, посвященными Бродскому.

Замечателен диалог двух предметов. На фото 1980‑х годов — изображение фасада дома Мурузи с грубо замазанной надписью, но слова читаются: «В этом доме с 1955 по 1972 год жил великий поэт Иосиф Бродский». А рядом находится ключ от одной из квартир поэта с изящным бумажным брелоком, напоминающим визитную карточку.

Впервые широкая публика увидит несколько рукописей Бродского. «Сонет для Танечки Румянцевой», подруги поэта, представлен в машинописном оригинале. Стихотворение начинается так: «Из Ваших глаз пустившись // в дальний путь, //все норовлю — воистину вдали! — // окликнуть Вас — хотя назад взглянуть // мешает закругление земли». Сонет был сочинен в 1964 году в архангельской ссылке.

Вернувшись в Ленинград, Бродский напишет теперь известное детское стихотворение Up and down, которое начинается строфой: «Заяц боится охотника, // учебники — второгодника, // трава боится кустарника, // а пожары — пожарника». Внизу листа из блокнота с этим автографом находится пояснение автора: «Эти стихи, написанные для журнала «Костер», дарятся Н. Н. Глен в вечное пользование мною, И. А. Бродским, 18 января 1966 года». Ника Николаевна Глен одно время была литературным секретарем Анны Ахматовой. В другом блокноте сохранился набросок стихотворения, которое начинается афористичной строкой «Огонь предпочитает темноту».

Выставку завершает цитата из позднего Бродского: «С точки зрения времени, нет «тогда»: // есть только «там». И «там», напрягая взор, // память бродит по комнатам…» Земная жизнь поэта давно завершилась, остались стихи.

Выставка работает по 14 сентября.

Читайте также: 

Музыкальный портрет музея. В Гатчинском парке вновь пройдёт фестиваль «Ночь музыки»

В Петербурге открылась выставка работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина


#выставка #Бродский #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (7951) от 18.07.2025 под заголовком «Есть только «там»».


Комментарии