В Музее Академии художеств открылась выставка «Класс зверей и птиц, цветов и плодов. Академические классы XVIII века»

Учитывая время года и пейзаж за окном, выставка (6+) яркая, радующая глаз, греющая душу. Но у нее куда более важная роль.

В Музее Академии художеств открылась выставка «Класс зверей и птиц, цветов и плодов. Академические классы XVIII века» | ФОТО Europeana on Unsplash

ФОТО Europeana on Unsplash

Для нас это один из самых знаковых проектов. Он посвящен истокам Академии художеств времен графа Шувалова, Бецкова, екатерининской эпохи. С этих классов она и началась — говорит директор музея Алексей Мудров. — Выставка магистральная. Постепенно, каждый год мы будем открывать проекты, посвященные архитектурному, ландшафтному, натурному классам, переходя к таким, как класс золотых и часовых мастеров. Классы Академии художеств лягут в основу экспозиции в этом здании, которую мы будем создавать постепенно.

На выставке более 80 работ. Участие в ней приняли 15 российских музеев, Национальный художественный музей Республики Беларусь, частные коллекционеры.

Классы, о которых рассказывает первая выставка, существовали до 1795 года. На выставке у каждого свой зал.

Учебных работ класса зверей и птиц сохранилось мало. Как рассказывает куратор выставки, хранитель фонда живописи музея Вероника Богдан, в этом классе была постепенная система заданий от простого к сложному. От рисования лепестка цветка или пера птицы к сложным композициям. Этому учились долго. Копировали рисунки и гравюры с живописных оригиналов, прежде всего работы педагогов.

В 1763 году класс возглавил немецкий художник Иоганн Фридрих Гроот. В Россию он был вызван при императрице Елизавете Петровне. Сделал много для становления русской школы реставрации. Кроме того, отличался точным рисунком. Приехал Гроот не только для реставрационных работ, но и для выполнения большого заказа. Императрица Елизавета Петровна любила охоту, в ее резиденции в Царском Селе был построен зверинец и специальный охотничий павильон «Монбижу». Внутри он должен был быть украшен картинами со сценами охоты. Эта работа у художника заняла 14 лет.

Когда императрицы не стало, сменилась мода. Екатерина II охотой увлекалась не так, как ее предшественница. Павильон, где гости отдыхали после охоты, пришел в запустение. Гроот позаботился о своих картинах, договорился, чтобы они поступили в Академию художеств, где начал преподавать. Картин было 45, они располагались в кабинетах, классах, коридорах, использовались для копирования. Сейчас в коллекции музея академии только одна картина художника.

Зал выставки построен на произведениях Гроота. На картине из «Царского Села» великолепные изображения лебедей, которых любила Елизавета Петровна. Гроот их писал часто.

Привлекает внимание большая картина на популярный в XVII веке в Голландии сюжет — «Птичий концерт». На полотне 27 птиц пробуют голос. Считалось, это копия, которую Гроот сделал с картины Снейдерса. Параллельно с работой над выставкой шла работа над каталогом западноевропейской живописи музея, который будет скоро представлен. Менялась атрибуция вещей. Как оказалось, большая картина — копия неизвестного художника, выполненная в XVII веке. Оригинал находится в Антверпене в Королевском музее изящных искусств. Писал картину не Снейдерс, а его зять Пауль де Вос.

После Гроота класс возглавил Карл Фридрих Кнаппе. В искусстве он остался как анималист. На выставке одна из самых известных работ — портрет мальчика с собакой. Тут же его картина с изображением болонской собачки. Рядом копии учеников. Редкий случай, когда работы дошли до наших дней.

О том, каким был класс плодов и цветов, сведений почти не осталось. Сохранились имена преподавателей — немецкий художник Генрих Фондерминт, россиянин Василий Попугаев. Их работ в жанре натюрморта нет. Как нет и работ воспитанников класса.

Организаторы решили показать картины, которые могли служить образцом для копирования, — натюрморты XVII – XVIII столетий фламандской и итальянской школ. На стенах зала картины из частных коллекций и из фонда музея академии. Помимо картин в витринах книги с изображением плодов и цветов, на которые могли ориентироваться ученики.

Из Белоруссии приехал натюрморт Снейдерса с традиционной для нидерландского искусства цветочной гирляндой с изображением Святого семейства в центре. Такую картину обычно писали несколько художников. Снейдерсом написаны цветы.

Итальянскую школу представляют натюрморты с рыбными сюжетами. Рыбная лавка написана неизвестным художником, который явно был знаком с нидерландским аналогичным жанром. Итальянские пейзажи отличаются от фламандских. В них меньше игры и аллегорий.

Несмотря на то что класс был закрыт, писать натюрморты художники не перестали. Одним из ярких русских живописцев, работавших в этом жанре в XIX веке, был Иван Хрутский. Для выставки отобрано несколько его работ из разных коллекций.

На почетном месте в центре зала в витрине оригинальный устав Академии художеств и его футляр. Обычно на выставках показывают только футляр. Рукописный текст с акварелью требует бережного отношения. Для первой выставки серии академических классов сделано исключение — устав раскрыт на странице с подписью Екатерины II.

Читайте также:

В Петропавловской крепости открылась выставка «Карл Росси. К 250-летию со дня рождения архитектора»

В залах петербургского Союза художников работает выставка «Греховным миром не разгадан…»


#музей #выставка #Академия художеств

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (8056) от 15.12.2025 под заголовком «Классные плоды, цветы, звери и птицы».


Комментарии