В Музее Академии художеств открылась выставка дипломных работ её выпускников

На выставке представлены работы молодых живописцев, графиков, скульпторов, реставраторов, архитекторов.

В Музее Академии художеств открылась выставка дипломных работ её выпускников | Андрей Захаренко. «Русский ковчег». Эскиз росписи для лютеранской церкви Святой Анны в Санкт-Петербурге. Мастерская монументальной живописи./ИЛЛЮСТРАЦИЯ предоставлена пресс-службой Музея Академии художеств

Андрей Захаренко. «Русский ковчег». Эскиз росписи для лютеранской церкви Святой Анны в Санкт-Петербурге. Мастерская монументальной живописи./ИЛЛЮСТРАЦИЯ предоставлена пресс-службой Музея Академии художеств

В данном случае музей выступает как принимающая сторона. Кураторы не выбирают работы для показа, а только размещают в залах то, что предоставила им Академия художеств. Конечно, это не все дипломы, а только лучшие из лучших, примерно 70 %, как поясняет Дарья Пиратинская, главный специалист по экспозиционно-выставочной работе музея. Тем не менее экспозиция заняла три больших зала — два парадных, традиционно выставочных, и помещение мастерской монументальной живописи (там представлены работы монументалистов).

Одной из основ учебного процесса в Академии художеств всегда было и остается копирование шедевров. 

Соответственно, на выставке есть копии с полотен великих, сделанные студентами в Эрмитаже. Рядом — фотоотчеты реставраторов. Сами иконы и картины, с которыми работали выпускники, остались в тех музеях, где хранятся, — Сольвычегодском историко-художественном, Пензенском краеведческом и других. Однако, изучив материалы на планшетах, посетители могут отследить все этапы реставрации, сравнить виды «до» и «после».

Есть на выставке и проекты архитекторов — профессионально осмысленные мечты о том, какими могли бы стать Музей обороны и блокады Ленинграда, Петербургский океанариум или даже Крематорий. Как ни странно, представлены всего два диплома скульпторов, зато живописи отведен целый зал — Тициановский.

Когда‑то в Императорской академии художеств совет академии выдавал выпускникам творческое задание (программу). Одну для всех, скажем, живописцев: «Александр (Македонский), чувствуя великую жажду, отказывается, однако, пить воду, принесенную ему в каске, сказав, что недовольно воды для всех его солдат, претерпевающих равную с ним жажду». Сейчас дипломники намного более свободны в выборе темы, и потому сюжеты выполненных ими работ разнообразны. Тут и «Коммунальная квартира» Анастасии Чжан, и «Обретение священного Грааля» Ивана Андреева, и «Фауст» Софьи Журавковой, и «Молитва» на фоне апокалиптической свалки, автор — Мелих Гюмюшчай.

Есть очевидные… нет, не подражания, скорее, вариации на произведения классиков. Так, «Мир искусства» (портрет Сергея Дягилева) кисти Анатолия Лукина очевидно перекликается с портретом той же персоны работы Льва Бакс­та. А виды Марокко Никиты Воробь­ева — с восточными картинами Василия Верещагина.

На общем фоне заметно выделяются произведения студентов из других стран. Дипломная картина Габриэля Иглесиаса де Оливейра из Бразилии называется «Сельва в огне». Она экзотична не только по сюжету (смуглые полуобнаженные туземцы, огромные попугаи на фоне опаленных трав), но и по колориту — таких ярких насыщенных красок на выставке немного.

Китайские студенты Ся Жуй и Фан Жуйдань тоже предпочли темы с национальным колоритом — «Древний Нанкин. Рынок» и «Невеста» (само собой, из Поднебесной). Академическая школа в этих картинах смело сплавлена с китайской традицией. Как и в эскизе мозаики «Новый год» для Гонконгского народного музея, который создал Юй Кайцзе, или эскизе росписи «Шелковый путь» для Музея западного рынка Тан, его выполнил Гань Юй.

Однако интереснее всех проявили себя в этом году графики. Среди их дипломов — серия лис­тов «Поваренная книга» Александ­ры Фоминой. Это иллюстрации к сборнику рецептов, в которых лаконичные абстрактные композиции соседствуют со столь же изысканными изображениями конкретных продуктов и блюд. Сама книга тоже присутствует на выставке — она уже издана.

Тонко и эмоционально построена серия шелкографий «Зима» Анастасии Вакориной. На виды полузаброшенных интерьеров накладываются их же неуловимые, едва проступающие отражения. Изморозь на стекле перекликается с узорами печных изразцов. Жемчужно-серый цвет обретает множество оттенков. Покинутый волшебный мир завораживает хрупкой иллюзорной красотой.

Впрочем, есть у графиков и большие работы. Одно из цент­ральных мест в Рафаэлевском зале по праву занял эскиз росписи для лютеранской церкви Святой Анны Андрея Захаренко. Эта композиция под названием «Русский ковчег», с одной стороны, отсылает к фантазийным образам Босха. С другой — наполнена узнаваемыми деталями русской реальности. Все они уравнены в правах с подробностями фантасмагорическими, сказочными и выглядят не столь пугающе, сколь уютно.

Академия художеств славна тем, что сохраняет традиции мастерства и неохотно впускает в себя современные искания, романтику самовыражения художника, концептуальные высказывания. Но хотя академическая школа задает достаточно жесткие рамки, некоторым выпускникам удается проявить свою творческую индивидуальность. Работать, не нарушая заданных правил, находя особые инструменты для создания свежего образа, — одна из граней таланта. И свидетельство мастерства.

Читайте также:

Древо жизни на Дворцовой. В нашем городе стартовал XXXII фестиваль искусств «Мастер класс»

В музее «Царскосельская коллекция» работает выставка «Раиса Флоренская. Живопись, графика»


#выставка #Академия художеств #выпускники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7747) от 12.09.2024 под заголовком «Старые темы, новые вариации».


Комментарии