В Мраморном дворце развернулась выставка Дмитрия Каминкера

Нет нужды представлять публике мастера, работы которого узнаваемы, давно обосновались в городской среде. Бронзовый «Авиатор» встречает и провожает пассажиров в «Пулково», на улице Правды прижился памятник «Неизвестному организатору» в паре со «Слепым», на берегу Суздальского озера в землю врос каменный «Гребец»...

В Мраморном дворце развернулась выставка Дмитрия Каминкера | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Каминкер - участник многих выставочных проектов. В Мраморном дворце показ юбилейный. В таких случаях принято говорить об итогах, творческих этапах. У Каминкера на это своя, ироничная, но основанная на жизненном опыте точка зрения.

- Выставка - занятие не для скульптора. Таскать «дрова» и «камни» на третий этаж занятие глупое и не от хорошей жизни, - говорит Дмитрий. - Изначально скульптура не создавалась для выставок. Она делалась для интерьеров, храмов, улиц, площадей, кладбищ. Там она и должна стоять. Большинство из представленных на выставке проектов не реализовано. Для меня это «кладбище» нереализованных проектов. Выставка - возможность их показать в надежде, что кого-нибудь что-то зацепит.

Для удачи должны встретиться три действующих лица - скульптор, заказчик и зритель, который работу воспримет. В жизни Каминкера такие совпадения случались. К примеру, так было с «Гребцом» на Суздальском озере. Замысел возник в 1980 году. Спустя почти двадцать лет Иван Уралов, главный художник города в то время, увидел скульптуру на выставке в Русском музее и помог проект реализовать.

В анфиладе залов Мраморного дворца двенадцать произведений из коллекции Русского музея и шестьдесят работ из мастерской скульптора. Автор уверяет, что «выгреб» не все, из того, что осталось дома, еще две выставки можно собрать.

Предыдущий персональный показ художника в Русском музее прошел двадцать лет назад. На этот раз кураторы постарались широко представить работы в разных материалах - бронзе, камне, дереве, гипсе и бумаге. Если добавить разнообразие идей, неожиданные образы и их пластические решения, можно получить представление о вымышленном, нередко насмешливом и пародийном мире, созданном скульптором. Удачное определение для творческого мышления Каминкера нашел искусствовед Александр Боровский. Он назвал его турбулентным, создающим потоки, вовлекающие много вещей «со стороны». Не только предметы, но и фразы, какие-то общие суждения...

В мире, созданном Каминкером, есть место деревянному «Памятнику последнему охотнику» и в том же материале «Портрету Дзержинского в испанском костюме», сложенным из гранитных осколков «Наполеону Бонапарту на грибной охоте», «Бабочке Набокова» и даже «Похищению Европы», в котором бык, скрещенный с мотоциклом, превращается в существо, рожденное ХХ веком.

Зритель, знакомый с тем, что делает Каминкер, на выставке увидит много знакомых работ и вещи новые, неожиданные.

Впервые скульптор показывает серию в модной сегодня теме - переработка отходов. Со двора мастерской в Озерках он собрал в бытовом представлении хлам - формы, служившие для литья, куски скульптур... Ему показалось, что материал, сохранивший какие-то пластические качества, по-своему интересен, его можно использовать для другой скульптуры. Зал, который занимает инсталляция, получился светлым, радующим глаз.

Главный экспонат выставки - «Фонтан взлетающих камней». Он установлен не в залах, а во дворе дворца напротив памятника императору Александру III.

Монументальное произведение создано в рамках проекта «Свободные художники Петербурга». Проект «Фонтана взлетающих камней» утвердил ученый совет Русского музея.

Появлению этой композиции предшествовала долгая история. Впрочем, об этом наша газета уже рассказывала.

#выставка #Русский музей #скульптура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6571) от 20.11.2019 под заголовком «Ваятель нес дрова и камни».


Комментарии