2Vtzqv4Hz9U

В Мраморном дворце открылась выставка «Семь красавиц»

В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Семь красавиц», посвященная 880‑летию Низами Гянджеви (1141—1209), знаменитого азербайджанского поэта и философа. В ней соединены древние легенды и сказка середины ХХ века, предметы быта двухсотлетней давности и работы современных художников, предоставленные Фондом Гейдара Алиева, Национальным музеем ковра и Музеем музыкальной культуры Азербайджана.

В Мраморном дворце открылась выставка «Семь красавиц» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Семь красавиц» — путешествие по поэме Низами и балету азербайджанского композитора Кара Караева. Премьера в постановке хореографа Петра Гусева состоялась в 1952 году в Баку. Связующим звеном между стихами и танцем стали произведения традиционного прикладного искусства. Такими могли пользоваться персонажи Низами.

В качестве эпиграфа к выставке ее кураторы — Ширин Меликова и Эмин Мамедов выбрали инсталляцию «Миниатюра» Рашада Алекперова. Художник работает в редкой технике «картина из теней». С помощью арматуры и сварки он создал внешне совершенно хаотический объект. Но на просвет он оказывается репликой восточной миниатюры XVI века «Читающий юноша».

Это приглашение погрузиться в мир иллюзий вслед за шахом Бахрамом — главным героем поэмы «Семь красавиц». Их изображения юный правитель нашел в потайной комнате своего необъятного дворца. И потратил семь дней (недельный цикл), чтобы встретится с красавицами в их резиденциях, расположенных от Северной Африки до Индии (славянскую царевну тоже не упустил), послушать девичьи сказки, влюбиться и взять всех красавиц в жены. Каждый дворец имеет свой цвет — черный, желтый, зеленый и так далее до белого. Низами ведет своего героя от плотских желаний к поискам духовной близости. В сказке иранской царевны, хозяйки Белого дворца, некий добрый юноша застает в своем саду пирующих девушек. К одной из них он тут же воспылал страстью. Но разные причины мешали влюбленным соединиться — то беседка рухнет, то дикие звери в сад забегут. Но юноша все равно решил жениться на своей избраннице.

А что славянская героиня Низами? Она рассказала сказку о неприступной царевне (может быть, говорила про себя), не желавшей выходить замуж. Избранником будет тот, кто сможет проникнуть в замок и разгадать загадки. Желающих было много, все они закончили плохо. Но нашелся один в красной одежде, которому повезло.

Семь красавиц2_С.jpg
 

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Приключения Бахрама проиллюстрированы рукописью XVI века с поэмами Низами и лайтбоксами с увеличенными миниатюрами из рукописи XV века, которая хранится в Стамбуле. Цитата наугад: «Если разум будет твердым на твоем пути, / Не заблудится в сомненьях на любом пути».

Красивые сказки окружают не менее эффектные предметы. Серебряный браслет с филигранью, шкатулка для украшений с эмалями, головное украшение с зернью… Не менее интересны предметы из недрагоценных металлов — «афтафа-леян» (кувшин и таз для умывания) с изящным лебединым носиком, «хамам сандыгы» (круглый банный сундучок). Все они богато украшены чеканкой и гравировкой. «Серпуш» (крышка для блюда) содержит на себе изображения людей и животных, это начало ХХ века.

Среди старинных ковров находится работа Эльдара Гаджиева «Семь красавиц», выполненная в 2021 году по аутентичным технологиям.

На этом ковре-самолете мысленно перенесемся в 1952 год, когда в Баку готовилась премьера балета Кара Караева. В духе того времени красавиц отодвинули на задний план. Центральным женским персонажем стала простая девушка Айша. Ее чувства к богатому шаху и социальные барьеры стали главной темой балета. На выставке показаны эскизы костюмов и декораций художников Федора Гусака и Энвера Алмас-заде. Они выполнены в соцреалистическом стиле, присутствуют все классы — от бедных крестьян до визиря. Любопытен эскиз костюмов Натальи Кирилловой к постановке 1969 года. Он выглядит как нарисованный сегодня.

Выставку завершает показ фотографий, программок спектаклей и видеозаписи балета разных лет.


#Мраморный дворец #выставка #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (7100) от 01.02.2022 под заголовком «Красавицы во дворце у К. Р.».


Комментарии