В Молодежном театре показали спектакль «Подруги»

Посмотрела недавно спектакль Молодежного театра «Подруги» по книге Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». В очередной раз выяснилось, что очень даже женское.

В Молодежном театре показали спектакль «Подруги» | ФОТО Википедии /  Mityana1994 / CC BY-SA 4.0

ФОТО Википедии / Mityana1994 / CC BY-SA 4.0

Во время спектакля в зале то и дело слышались всхлипы, зрители вытирали глаза и хлюпали носом. Каждая новелла (а их в повести – десятки) проживалась на полную катушку, в каждую артистки во главе с режиссером Мариной Ординой вкладывали и собственные переживания, и воспоминания о бабушках, чьи судьбы тоже искорежила война.

При этом формат постановки точнее всего обозначить названием модной пьесы «Восемь любящих женщин». Радости и горести, о которых рассказывают самые красивые актрисы труппы Семена Спивака, пронизаны любовью. Для кого-то – первой, для кого-то – единственной, для кого-то – просто любовью к жизни, которая на войне особенно хрупка и уязвима. Скупость сценических средств (обгоревшее дерево, шинели, белые рубахи, платочки...) не мешает разнообразию характеров и историй. Кажется, что каждый сюжет мы видим своими глазами, а не только слушаем Зою Буряк, Екатерину Дронову, Анну Геллер и их подруг.

Марина Ордина, по случаю юбилея которой игрался спектакль, по образованию актриса. Те, кто помнит дипломные спектакли ее курса, знают ее с 1993 года. Курс был заметный: педагоги Тамара Абросимова, Ариадна Кузнецова, Ефим Каменецкий стали для ребят не только учителями, но и друзьями на всю жизнь. Не от них ли серьезное отношение к профессии, творческая неуемность? Актерским трудом их любовь к театру не исчерпывается. Отсюда – тяга к педагогике, режиссуре, оригинальность выбора литературы. Пару лет назад мне довелось видеть еще один из постановочных опытов Марины Ординой: в Музее-институте Рерихов на Васильевском играли мало кому знакомую мистерию Николая Рериха «Милосердие». Сразу видно, что училась у интеллигентных театральных мастеров... И усвоила рериховский завет: «Сознание красоты спасет».

Но далеко не все режиссеры любят вспоминать своих педагогов. Кое-кто каждый раз вздрагивает от клейма на всю жизнь «ученик Товстоногова». Есть и более свежие примеры. Так, Юрий Бутусов, процветающий ныне в Москве (не только в Вахтанговском театре, но и на других сценах), пышно отмечал недавно юбилей и в многочисленных интервью умудрился ни разу не упомянуть ни Вениамина Фильштинского, ни Владислава Пази, благодаря которым возник и поселился на сцене Театра Ленсовета знаменитый спектакль «В ожидании Годо». Актеров Хабенского, Пореченкова, Зиброва и Трухина, в компании которых режиссер въехал на белом коне в столицу, он тоже вспоминает неохотно. Но мы-то не забыли об их совместных дебютах и благодарны за них...

Отношения «учитель – ученик» вечны, почти как «отцы и дети». Никогда не знаешь, кто у кого учится, кто к кому ревнует и с кем соревнуется. Гармония здесь не всегда достигается и случается слишком поздно. Тем ценнее положительные примеры. Смотришь, например, телепроект «Ледниковый период» и радуешься успехам актеров, которые росли и формировались у тебя на глазах. Радуешься не только мастерству, но и тому, скажем, как держит марку петербуржца Федор Федотов, во всем соответствующий имиджу выпускника Театрального института на Моховой и артиста ТЮЗа. Он не просто делает успехи в фигурном катании, но успевает блестяще сыграть роль (особенно хорош был Парфюмер). Не менее артистичен его товарищ-соперник по фильму «Серебряные коньки» Кирилл Зайцев – как ни странно, тоже воспитанник питерской театральной школы (а еще и Макаровки!). Педагоги Елена Черная и Игорь Коняев не только взрастили его талант, пока работали в Рижской русской драме, но и продолжают помогать Зайцеву не только советом, но и делом, сотрудничая с ним в театре и кино.

О Елене Черной следует сказать особо. Она не оставляет даже давних своих студентов, участвуя в судьбе уже сложившихся актеров, таких, например, как Анна Ковальчук, и никогда не забывает при случае расхвалить их работы, будь то «Человеческий голос» Светланы Щедриной или «Княжна Мэри», где Кирилл Зайцев сыграл Печорина.

В общем, перефразируя народную мудрость, следует сказать: «Скажи мне, кто твой учитель, и я скажу, кто ты». Фраза эта имеет и обратный ход: по ученикам можно судить и о педагогах. Так, Лев Додин, никогда не забывая о своем учителе Борисе Зоне, вспоминал, как тот, говоря о своем великом педагоге К. С. Станиславском, всегда указывал пальцем вверх, словно говорил о боге. На самом деле Зон по привычке показывал на некогда висевший на стене портрет, но студенты с юности уверовали в божественное происхождение мастера.

 


#спектакль #книга #театр #Молодежный театр на Фонтанке

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7035) от 21.10.2021 под заголовком «Скажи, кто твой учитель...».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?