В Молодежном театре на Фонтанке — премьера

Пятые «спиваки» (нынешние студенты мастерской Семена Спивака в Институте сценических искусств) выпустили свой первый спектакль «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова.

В Молодежном театре на Фонтанке — премьера | ФОТО Юлии Кудряшовой/предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

ФОТО Юлии Кудряшовой/предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

В этом учебном году ребята оканчивают институт. И хотя некоторые из них уже заняты в постановках Молодежного театра, для большинства это дебют. Судя по аншлагам и овациям на первых спектаклях — удачный.

О чем они говорят со зрителем? Как почти всегда в Молодежном, о любви. Но не только о ней. В основе сюжета — приземленный, обернутый в быт и реалии советского времени перевертыш классического (классицистического) конфликта между любовью и честью, любовью и долгом. Главный герой вынужден выбирать между чувством и будущей карьерой ученого, честью и возможностью самореализации. Любовь и честь в данном случае — на одной стороне, чаше весов. На другой — дело жизни, мечта. Можно ли оплатить мечту предательством?

«Прощание в июне» — одна из самых ранних пьес Вампилова. Эту комедию в двух действиях драматург написал в 1964 году, а потом много раз переделывал, менял коллизию, добавлял и убирал персонажей… Режиссер Семен Спивак, следуя примеру автора, тоже внес в текст свои коррективы. Главная из них — финал. У Вампилова он открытый. Спивак ставит другую концовку — жесткую и однозначную.

Удивительно, но даже при такой трактовке спектакль все‑таки остается комедией. Не превращается ни в фарс, ни в социальную драму. В нем много света и радости. Все исполнители молоды, и транслируют они именно свою молодость, полную оптимизма, юмора, веры в самоценность и красоту жизни. Они танцуют летку-енку и джаз, поют Gaudeamus, играют в самую настоящую дуэль — за себя и за своих героев.

Атмосферу эту поддерживает сценография. Художник Надежда Осипова в качестве точки отсчета выбрала проходную, казалось бы, реплику одного из персонажей. Он говорит о том, что в городе скоро будет проложена трамвайная линия. И вот на сцене появился трамвай. Он привозит и увозит героев, за его стеклами в теплом свете возникают живые картины. Кто‑то бредет по жизни пешком, кто‑то плывет по ней в лодке, как по реке, а герои «Прощания в июне» катаются на трамвае. Не стремятся куда‑то, а именно катаются, спрыгивают с подножки, снова заходят в вагон, смеются и плачут, живут.

К сожалению, во втором действии это транспортное средство не задействовано. «Мелодия», тема трамвая обрывается на взлете. Может быть, потому что кончается беззаботная студенческая молодость героев, наступают суровые будни и, да, неприглядный финал истории талантливого парня, оступившегося и потерявшего себя.

Как рассказывает Семен Спивак, все прежние дипломные постановки его студентов (а он выпустил уже четыре курса) до сих пор входят в репертуар Молодежного театра. Самым первым был спектакль «Крики из Одессы» по пьесе Исаака Бабеля «Закат». Премьера состоялась в 1998 году, но на спектакль до сих пор не попасть. Многие из тех, кто выпускался с ним, остались в Молодежном, стали ведущими артистами труппы. Многие известны по киноработам. Как сложится судьба нынешнего курса, пока неизвестно. Однако их первая работа на профессиональной сцене позволяет надеяться на лучшее.


#театр #студенты #спектакль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7535) от 01.11.2023 под заголовком «Шел трамвай по улице».


Комментарии