В Михайловском замке Русского музея сегодня открывается выставка «Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея»

На ней представлено 150 лучших работ более 50 художников из огромной и разнообразной коллекции ручной графики: от Валентина Серова и Михаила Врубеля до Казимира Малевича и Павла Филонова, от Владимира Татлина и Петра Митурича до Георгия Ковенчука и Тимура Новикова.

В Михайловском замке Русского музея сегодня открывается выставка «Линия. Штрих. Пятно. Рисунок ХХ века из собрания Русского музея» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В обширной программе выставок Русского музея подобные проекты так же важны, как и большие персоналии — прошедшая с огромным успехом выставка Василия Сурикова или предстоящие Карла Брюллова и Виктора Васнецова.

Для постоянных посетителей «Линия» станет новой встречей со старыми добрыми друзьями — «Молодой купчихой в клетчатом платочке» Бориса Кустодиева, «Портретом Анны Ахматовой» Николая Тырсы, «Портретом Осипа Мандельштама» Петра Митурича, «Портретом девочки» Бориса Григорьева… И знакомством с впервые выставляемыми «Портретом Елены Фигуриной» Тимура Новикова, серией «Река Яуза» Олега Кудряшова, абстрактным рисунком Евгения Добровинского «Ландшафт № 785» (этот художник ушел из жизни в августе).

Для неофитов данный проект дает возможность глубокого погружения в историю не только рисунка, но и всего русского искусства ХХ века. Трудно назвать крупное имя, которое здесь не было бы представлено. Одновременно выставка — эмоциональный рассказ о рисовании линиями, штрихами, пятнами с помощью карандашей, туши, перьев и сангины.

Как рассказал Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе, рисунок — одна из основ музейной коллекции. Серия выставок рисунка и акварели XVIII – XX веков состоялась в Русском музее в 2005 – 2008 годах. Новая версия этого проекта была представлена в 2022 – 2024 гг., нынешний показ ее завершает. Стоит также вспомнить выставку «Актуальный рисунок», представленную в Русском музее в 2014‑м, там речь шла об использовании рисования в современных арт-практиках.

«Что касается «Линии», то имена художников говорят сами за себя, ее состав беспрецедентный. Выставка создавалась по инициативе сотрудников отдела рисунка, возглавляемого Натальей Козыревой. Благодаря ее компетентности и невероятному энтузиазму выставка получилась важной, профессиональной, интересной», — подчерк­нул Голдовский.

По словам Натальи Козыревой, куратора выставки, рисунок как лакмусовая бумага: он не дает возможности солгать. Проверяет любого художника на честность, мастерство, талант. В живописи есть шанс спрятаться за широкий мазок, который к тому же можно наносить не один раз. В рисунке художнику не за что спрятаться, тот сразу показывает меру дарования автора, размеры его интеллектуального и эмоционального багажа, понимания окружающего мира, человека, искусства. Валентин Серов и Кузьма Петров-Водкин говорили, что они мыслят с карандашом в руке.

«На мой взгляд, именно в ХХ веке рисунок стал равноправен живописи, прежде главному виду изобразительного искусства. Выбор 150 лис­тов, особенно с учетом нашей богатейшей коллекции, был чрезвычайно труден. Мы специально отбирали именно станковые рисунки, на выставке почти нет эскизов к картинам и совсем нет к произведениям декоративного искусства, — продолжает Козырева. — И придерживались хронологического принципа развески рисунков». Куратор также обращает внимание, что все рисунки сделаны на бумаге. Создатели проекта стремились подчеркнуть ее важность: это тот самый предмет, который собирает рисунок, дает ему воздух и пространство. Лист бумаги может быть небом и землей, снегом и озером.

Выставка начинается с «Портрета княгини Ольги Орловой» Валентина Серова, автопортрета Михаила Врубеля, «Портрета Александра Головина», нарисованного Львом Бакстом, а также рисунков сангиной Василия Шухаева и Александра Яковлева. По словам Юлии Солонович, хранителя рисунка рубежа XIX – XX веков, пик интереса к этой технике рисования мелком охристого оттенка пришелся на 1910‑е годы. Оба художника виртуозно умели с помощью сангины получать богатые тональные переходы, создающие впечатление объемности изображений. Таковы два портрета офицеров 4‑го гусарского Мариупольского полка — полковника Петерсона и корнета Зиновьева, созданные Шухаевым. Позднее на основе этих рисунков была создана картина «Полк на позициях».

Художники работали в схожей манере. Лист «Ущелье» поступил в Русский музей из частной коллекции как работа Шухаева, но впоследствии искусствовед Русского музея Наталья Уварова доказала, по некоторым деталям манеры исполнения рисунка, что это рисунок Яковлева.

Классики русского авангарда представлены рисунками «Косарь» Малевича и «Кабачок» Филонова. Оба легко узнаваемы. В центре выставки находятся, как определяет куратор, живописные рисунки, когда работают не линия и контур, а свето-теневые отношения. Таковы работы Петра Митурича, Петра Львова, Николая Тырсы, Владимира Лебедева, Владимира Конашевича, Георгия Верейского.

В 1925 году в Цветковской галерее (филиал Третьяковской) состоялась выставка рисунков семи ленинградских художников, среди них были некоторые названные авторы. Строгая виртуозность Митурича, чистота формы Тырсы, совершенство композиций Лебедева произвели фурор. Ленинградские художники учили столицу новому видению рисунка. Несколько произведений представлены на нынешней выставке, и это стало перекличкой с проектом, показанным почти 100 лет назад. К 1922 году относится рисунок Митурича «Пейзаж (Санталово)». Возможно, на нем изображена изба, где умер Велимир Хлебников.

Наталья Козырева отдельно отмечает рисунки Николая Суэтина, сделанные в Ленинграде во время Великой Отечественной войны и блокады, а также портрет Владимира Татлина, нарисованный в 1947 году Робертом Фальком. На нас смотрит усталый ветеран русского авангарда, хорошо помнящий свой проект памятника III Интернационалу.

Работы 1950–1970‑х годов впечатляют своим многообразием. Тут и рисунок тушью «Бабуин» Никиты Чарушина, и рисунок цветными карандашами «Уголок Гурзуфа» Бориса Ермолаева, и зарисовка углем «В конторе» Александра Батурина. На рисунке Георгия Ковенчука «Южно-Сахалинск. Полированный стол» незакрашенный фрагмент белой бумаги показывает отражение чистого неба на поверхности мебели.

Линии2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Выставку завершают абстрактные работы Александра Кузькина, Владимира Мартынова и других авторов. Их можно объединить под рубрикой «рисунок после фотошопа».

«Вполне уважаю достижения современных технологий. Но если художнику есть что сказать, то ему достаточно карандаша и бумаги», — уверена Наталья Козырева.

Выставка продлится по 8 декабря.

Возрастное ограничение 0+

Читайте также:

Авангард гостит в Китае. Произведения Русского музея представлены на выставке в Музее Линьпин

Масштабное аудиовизуальное представление «Обратная сторона дворца» было показано в Михайловском саду Русского музея


#Русский музей #выставка #Михайловский замок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7763) от 04.10.2024 под заголовком «Карандаш не умеет лгать».


Комментарии