2Vtzqv4Hz9U

В Михайловском замке Русского музея работает выставка «Книжка с картинками»

Она представляет 120 оригинальных эскизов иллюстраций и обложек к детским книгам, выпущенным в 1920 – 1980‑х годах, из собрания самого музея и частных коллекций. Также показаны некоторые детские издания из фонда редкой книги ГРМ.

В Михайловском замке Русского музея работает выставка «Книжка с картинками» | Вера Ермолаева. Эскиз иллюстрации к книге Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар». 1929 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Вера Ермолаева. Эскиз иллюстрации к книге Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар». 1929 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Спасибо, что напомнили мне детство» — такими рецензиями наполнена книга отзывов посетителей выставки. Если учесть, что самым ранним изданиям, эскизы которых увидела публика, скоро исполнится 100 лет, и даже самым «молодым» книжкам — под сорок, это означает, что люди бережно хранят старые издания, их передают из поколения в поколение.

Выставка в основном посвящена ленинградской детской книге. В чем ее феномен? Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомос­тям» Наталья Козырева, куратор выставки, заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея, самим названием «Книжка с картинками» создатели проекта стремились подчеркнуть единство работы писателя и художника «под одной обложкой» тонкого детского издания. В 1920 – 1930‑х годах в Ленинграде сложились уникальные содружества пишущих и рисующих. Некоторые дуэты (Самуил Маршак — Владимир Лебедев, Корней Чуковский — Владимир Конашевич, Евгений Шварц — Евгения Эвенбах) трудились вместе по несколько десятилетий, их лучшие работы вошли в золотой фонд коллекции советской графики Русского музея.

Редакция.jpg
В редакции детской литературы Ленинградского отделения Госиздата. Слева направо: поэт Николай Олейников, художник Владимир Лебедев, заведующая редакцией Злата Лилина, поэт Самуил Маршак, писатели Евгений Шварц и Борис Житков. 1926 – 1927 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


По словам Козыревой, эта коллекция собирается многие годы, продуманно и последовательно, начиная с 1930‑х годов, тогда в Русском музее только появился отдел советского искусства.

В прошлом году, когда в Москве готовился большой межмузейный проект «Дом культуры СССР», весь раздел, посвященный детской книге, предоставили готовить ГРМ на основе его собрания. Этот показ имел огромный успех. Теперь в Петербурге представлена расширенная версия. Это тем более важно, что предыдущая выставка книжной детской иллюстрации состоялась в музее четверть века назад.

Немного истории. В 1920‑е годы в Ленинграде существовали два основных издательских центра — частное издательство «Радуга» Льва Клячко и детский отдел Госиздата под руководством поэта Самуила Маршака и художника Владимира Лебедева. Они были убеждены, что для детей надо работать, как для взрослых, только лучше. Поэтому для работы над детской книгой было привлечено блестящее созвездие авторов. Кроме названных это поэты Даниил Хармс и Николай Олейников, художники Кузьма Петров-Водкин, Вера Ермолаева, Юрий Васнецов… Созданные ими книги будили детскую фантазию и образное мышление, вступали в диалог с текстом, следовали его духу, а не букве. В 1936 году в газете «Правда» вышла статья «О художниках-пачкунах», где зубодробительной критике подверглись Лебедев и Конашевич. Иллюстрация детских книг пришла в себя только в «оттепельные» 1950‑е годы.

Картинки3.jpg
Кузьма Петров-Водкин. Эскиз обложки к книге Самуила Маршака «Загадки». 1924 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Выставка начинается с иллюстраций Лебедева: конструктивистских рисунков в стиле ранних «Окон ­РОСТА» к книге Маршака «Мороженое» и импрессионистических картинок к книге того же автора «Усатый-полосатый». Линию русского авангарда и советского конструктивизма продолжают иллюстрации Эвенбах к книге Елены Данько «Фарфоровая чашечка», Ермолаевой к книге Николая Асеева «Топ-топ-топ» и книге Хармса «Иван Иваныч Самовар», Валентина Курдова к изданию «Конница Буденного». Иллюстрации Васнецова к сказке Льва Толстого «Три медведя» напоминают традиции русского народного лубка.

Картинки1.jpg
Владимир Лебедев. Эскиз иллюстрации к книге Самуила Маршака «Мороженое». 1924. г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА


Эскизы иллюстрации к знаменитой повести Леонида Пантеле­ева и Григория Белых «Республика ШКИД» художник Николай Тырса выполнил в своей фирменной технике — ламповой копотью. Он прекрасно понимал, что в массовых книжках юный читатель, возможно, и не заметит виртуозности рисунка. Но для детей — только лучшее.

Иллюстрации 1950 – 1980‑х годов представлены работами Николая Попова, Виктора Пивоварова, Виктора Алфеевского, Татьяны Мавриной, Мая Митурича и других художников. В них также много мастерства, но нет той свободы, фантазии, драйва, которые отличают рисунки двадцатых годов — времени массового энтузиазма и веры в скорое наступление светлого будущего.


#выставка #рисунки #иллюстрации

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7510) от 27.09.2023 под заголовком «Иван Самовар и другие».


Комментарии