В Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Живописных дел мастер…»
В Михайловском замке Русского музея открылась выставка «Живописных дел мастер…» (0+), приуроченная к 325‑летию со дня рождения Ивана Вишнякова (1699 – 1761), одного из крупнейших художников XVIII века, из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Музея Василия Тропинина и московских художников его времени, художественных музеев Твери и Рыбинска.
И. Вишняков. Портрет Ксении Тишининой. 1755 г. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Имя мастера, яркого представителя русского искусства эпохи барокко, известно любителям живописи. Портреты Сарры и Георга Ферморов в детском возрасте, но в одежде по моде для взрослых людей, украшают как массовые издания, так и путеводители для юных посетителей Русского музея. Обе картины были приобретены в 1907 году из частного собрания и тогда стали открытием забытого художника. Что объяснимо: время сохранило немногое из наследия Вишнякова. Почти все собрано на нынешней уникальной выставке — первой персоналии художника. Это десять портретов и семнадцать икон из иконостаса Троицкого собора на Петроградской стороне, снесенного в 1933 году.
Иван Вишняков родился в 1699 году в Москве в семье ремесленников. В возрасте пятнадцати лет был направлен в Петербург обучаться живописи. В 1727 году его зачислили художником в Канцелярию от строений, где Вишняков работал под руководством известных мастеров Луи Каравака и Андрея Матвеева. С 1739‑го по 1761 год Вишняков сам руководил живописной командой Канцелярии от строений. Под его наблюдением расписывались интерьеры Зимнего и Петергофского дворцов. Кроме выполнения важных государственных и частных заказов Вишняков обучал молодых художников, занимался реставрацией, проводил экспертизы картин русских и зарубежных мастеров.
Выставка построена просто и строго. В первом зале — портреты, еще в трех — иконы, графическая реконструкция иконостаса Троицкого собора, а также материалы, связанные с историей строительства храма и его драматической судьбой.
Парные портреты ярославских дворян супругов Ксении и Николая Тишининых — единственные произведения Вишнякова, имеющие подписи. На оборотных сторонах картин под дублировочным холстом сохранились владельческие надписи о том, что портреты созданы «в 1755 году надворным советником живописным мастером Вишняковым».
На мужском портрете виден герб. Он пририсован позже, уже не Вишняковым. Известно, что Тишинину не удалось получить официальное утверждение герба, но на полотне он «зафиксировал» свое желание. В изображении юной Ксении художник уделяет особое внимание красному платью с серебристыми кружевами. Роза на груди модели, сложенный веер в руке, золотые часы с ключом на цепочке — все эти детали выдают свадебный портрет. Именно таков был заказ, хотя ко времени создания парных портретов после свадьбы Тишининых уже прошло около трех лет. Эти портреты служат эталонами, по которым исследователи атрибутируют другие работы Вишнякова.
Парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны художник создал по заказу Сената. Он стал иконографическим образцом, с него делали повторения, которые размещали в государственных учреждениях. Портрет правительницы Анны Леопольдовны был создан в 1740 или 1741 году. Прежде историки искусства считали, что художник нарисовал на нем и младенца-императора Иоанна Антоновича, изображение которого позже было скрыто записью. Но рентгенограммы показывают, что запись производилась по сырому красочному слою. Следовательно, она — авторская. Зачем это было сделано, остается загадкой, как и тот факт, что изображенный ребенок выглядит старше, чем был тогда годовалый Иоанн Антонович.
Иконостас Троицкого собора создавали в 1755 году Иван Вишняков и Дмитрий Михайлов. В документах нет указаний на авторство отдельных икон. Исследователи ориентируются на высокий профессионализм Вишнякова, особенно это относится к иконам «Апостол Петр» и «Апостол Павел», а также «Целование Елизаветы». Всего Вишнякову принадлежит 17 образов из 27. Они отреставрированы специально для выставки, но после ее закрытия (1 июля) работа исследователей иконостаса будет продолжена.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7660) от 13.05.2024 под заголовком «Свадебный портрет после свадьбы».
Комментарии