В Михайловском замке работает выставка «Рисунки и акварели. XVIII век»
В Михайловском замке открыта выставка «Рисунки и акварели. XVIII век».
ФОТО pixabay
Рисунки и акварели не любят свет, а потому нечасто покидают хранилища. Посвященная им выставка — всегда радость для любителей изящных искусств. У кураторов нет необходимости придумывать оригинальную концепцию, достаточно просто показать то, что так редко демонстрируется публике. Соответственно, экспозиция выстроена традиционно — по хронологии. Другого общего стержня нет, зато тем для размышлений — в изобилии. Каждый может выбрать по себе.
Например, тут есть эскизы к картинам и скульптурам, представленным на постоянной экспозиции Русского музея и хорошо известным. Полюбовавшись набросками, можно перейти из Михайловского замка в Михайловский дворец — посмотреть на окончательные варианты произведений.
Среди самых интересных — этюд Антона Лосенко для фигуры Фетиды (см. полотно «Зевс и Фетида»). Это единственное изображение женской обнаженной натуры в наследии XVIII века, как поясняют кураторы. Нагая дама запечатлена художником в той же позе, что и богиня на одной из самых нежных, глубоких его работ (правда, на картине тело женщины задрапировано легким одеянием). Рисунок выполнен карандашом и мелом по серой тонированной бумаге и производит впечатление удивительной легкости, воздушности. В нем нет прохладной отстраненности, так часто присущей натурным штудиям живописцев. Это своего рода предощущение будущей композиции.
«Дремлющий воин» Михаила Козловского — набросок к мраморному «Бдению Александра Македонского», которое тоже хранится в Русском музее. Но если саму скульптуру отличает безупречность и завершенность форм, то рисунок отражает процесс поиска, движения мысли и фантазии художника. Тело молодого мужчины на этом листе словно вылеплено из какой‑то не слишком плотной субстанции: не то из густого облака, не то из мягкой глины…
Графика Козловского (а на выставке представлен не один его рисунок) вообще необыкновенно динамична. Особенно сильное впечатление производит «Гибель Ипполита» (по просьбе его отца Тезея юношу поразил гнев Посейдона). Во-первых, эта композиция создана в очень редкой технике — тушью по деревянной доске. Выбирая такие материалы, художник осознанно лишает себя права на ошибку (тушь настолько быстро впитывается в дерево, что исправить неудачный штрих невозможно). Во-вторых, весь рисунок пронизан мощным и неотвратимым движением гигантской волны (той, что убила злосчастного пасынка Федры). Трагизм происходящего настолько очевидно передан линией и формой, что сюжет отступает на второй план. Зритель понимает и чувствует, что происходит страшное, даже если не прочитал название или позабыл миф.
Еще одна тема выставки — рисунки скульпторов и архитекторов (Михаила Козловского, Ивана Мартоса, Джакомо Кваренги, Тома де Томона). Их имена широко известны, их творения украшают не только музейные экспозиции, но и весь город. Русский музей предлагает посетителям взглянуть на мастеров с новой, для многих неожиданной точки зрения, ознакомившись с их графикой. Особенно хорош портрет Екатерины II работы Федота Шубина — художник замечательно передал фактуру меха и кружева одежды, мягких локонов императрицы, холодный ум и спокойствие ее взгляда. Его портретные бюсты императоров и вельмож отличаются тем же вниманием к деталям…
Отдельная линия — курьезы и необычные техники, сюжеты. Здесь можно обратить внимание на два натюрморта-обманки. Один из них — «Бумаги на доске» — представляет иллюзию брошенных на деревянную поверхность карт (валета треф каждый узнает с первого взгляда) и печатных листов с немецким текстом. Другой — подборку известий о ходе Русско-турецкой войны 1787 – 1791 годов. В числе прочего тут воспроизведен и лист газеты «Санкт-Петербургские ведомости» от 16 октября 1789 года.
В том же ряду — силуэты из тонкой черной бумаги на белом фоне. Эта техника была популярна на рубеже XVIII – XIX веков. В ней выполнены два групповых портрета — «Прусский король Фридрих-Вильгельм II с семейством» и «Великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна с великими князьями Александром и Константином».
А еще на выставке есть пейзажи и портреты, эскизы плафонов и театральных декораций, работы известнейших мастеров и любителей… «Русский музей обладает самой обширной коллекций русского рисунка и акварели XVIII века», — гласит аннотация. И тем не менее экспозиция не перегружена. Каждому из экспонатов предоставлено достойное место и необходимое пространство. Созданы все условия для того, чтобы гость мог предаться и созерцанию, и размышлению.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7339) от 20.01.2023 под заголовком «Для созерцания и размышления».
Комментарии