В Михайловском замке продолжается показ выставки «Императрица Мария Александровна. Империя. Династия. Семья. К 200‑летию со дня рождения»

Выставка (12+) посвящена жизни создательницы Российского Красного Креста, выдающейся деятельницы в области воспитания, просвещения, образования, попечения, милосердия и благотворительности.

В Михайловском замке продолжается показ выставки «Императрица Мария Александровна. Империя. Династия. Семья. К 200‑летию со дня рождения» | Иван Макаров. Портрет Марии Александровны. 1866 г./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Иван Макаров. Портрет Марии Александровны. 1866 г./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Об этом проекте, созданном Русским музеем совместно с Елисаветинско-Сергиевским просветительским обществом, которые собрали изобразительные материалы и документы из двух десятков музеев и частных собраний, «Санкт-Петербургские ведомости» уже рассказывали (см. номер от 5 ноября 2024 г.). Большой интерес, проявленный публикой к этой выставке, заставляет нас вернуться к некоторым представленным на ней портретам.

Выставку открывает парадный портрет Марии Александровны, созданный в 1866 году известным русским портретистом Иваном Макаровым. Обычно он находится в галерее Рафаэля Михайловского замка на постоянной экспозиции портретов рода Романовых. Сейчас переехал этажом ниже. Императрица изображена в роскошном светлом платье в любимых украшениях из крупного жемчуга.

Известно, что с 1865 года после скоропостижной кончины старшего сына Николая, наследника престола и самого любимого ребенка, Мария Александровна носила траур и стала постепенно удаляться от официальных церемоний, появляясь на публике только в случаях, предписанных императорским этикетом. Макаровский портрет является версией (но не копией) известного портрета императрицы, созданного в 1857 году Францем Винтерхальтером. Он украшал личные комнаты Александра II в Зимнем дворце. Сейчас находится в постоянной экспозиции Эрмитажа.

Что касается работы Макарова, то она поступила в Русский музей в 1920‑х годах из Смольного института. Это местонахождение совершенно не случайно. Мария Александровна поддержала свое­временные изменения в распорядке и программах женских учебных заведений. В 1859 году в Смольный институт был назначен инспектором классов выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский. За три года его деятельности удалось решить несколько важных задач. Девятилетний срок пребывания в институте сократился до 7 лет, в основу процесса образования было положено изучение русского языка и отечественной литературы. Ушинский открыл в Смольном институте педагогический класс, готовивший воспитательниц. Позже такие классы появились во всех женских институтах.

Мария Александровна добилась решения отпускать воспитанниц домой на летние каникулы, на праздники Пасхи и Рождества Христова. Все утвержденные императрицей нововведения остались неизменными до революции 1917 года.

Из Смольного института поступил в Русский музей и портрет Марии Александровны кисти художника Андрея Гейна. Он создан в 1857 году, императрица изображена с широкой голубой лентой, одетой через правое плечо. Так царствующие особы носили ленту ордена Андрея Первозванного. На шее императрицы — двойное ожерелье из крупных жемчужин.

К началу 1850‑х годов относится другой макаровский портрет Марии Александровны, тогда еще великой княгини. Она изображена в русском придворном наряде с кокошником. Первые упоминания о «русском платье» при императорском дворе относятся к царствованию Екатерины II. Женский наряд, имевший вид сарафана, заимствовал крой и некоторые черты от русского народного костюма. При императоре Николае I «русское платье» окончательно приобрело статус официального. В 1834 году женское придворное платье было строжайше регламентировано по фасонам, цветам и отделке. Единый придворный наряд состоял из бархатного верхнего платья с длинными откидными рукавами и шлейфом. Всем дамам полагалось носить «повойник или кокошник произвольного цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольного цвета и также с вуалем».

Сейчас этот портрет, который стал эмблемой выставки, находится в собрании дагестанского Музея изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой.

Редкий портрет великого князя Николая Александровича был написан в 1852 году Сергеем Зарянко, еще одним известным живописцем того времени. Наследнику российского престола было 9 лет, он изображен в темно-зеленом мундире с красными погонами воспитанника Первого кадетского корпуса. Никса, как звали мальчика в царской семье, крепко держит в руках винтовку, всем своим видом показывая значимость своего будущего положения. Увы, Николай Александрович прожил всего 21 год. Портрет и сам детский мундир хранятся в ГМЗ «Царское Село». Там же находится представленный на выставке портрет цесаревича Александра Александровича. В 1867 году Зарянко изобразил будущего императора Александра III в свитском мундире: на роскошных эполетах находится вензель правящего Александра II.

Особое место на выставке занимает акварель Эдуарда Гау «Зеркальный кабинет императрицы Марии Александровны в Большом Царскосельском дворце». Эта работа относится к началу 1850‑х годов. Великий князь Александр Николаевич избрал Eкатерининский дворец в качестве летней резиденции. Личными комнатами великой княжны Марии Александровны стали апартаменты Екатерины II на втором этаже Зубовского корпуса, созданные в 1770‑х годах по проекту Юрия Фельтена и Чарльза Камерона. Специалисты уверены, что по желанию великокняжеской четы Гау изобразил супружескую пару в Зеркальном (Серебряном) кабинете. Марию Александровну — за рукоделием, Александра Николаевича — читающим корреспонденцию. Зеркальный кабинет был любимой комнатой великой княгини, акварель демонстрирует, как бережно она сохраняла интерьер екатерининских времен.

Специалисты по российской истории XIX века предлагают посетителям выставки обратить внимание на фотографии Марии Александровны. Их сделал в 1860‑х годах Сергей Левицкий, известный русский фотограф, который работал при императорском дворе. По его снимкам Россия узнавала, как выглядят Романовы.

Одним из последних прижизненных изображений императрицы стал портрет кисти Генриха фон Ангели, датируемый 1874 годом. В своих мемуарах Александра Толстая, родственница и друг Льва Толстого, фрейлина императорского двора, прослужившая почти 60 лет, так отметила то время в жизни Марии Александровны: «Бледная, прозрачная, воздушная — в ней, казалось, не осталось ничего земного». Действительно, на нас смотрит женщина, много пережившая, многое понимающая и много сделавшая для России, которая стала для нее родиной.

Читайте также:

С нарастающим успехом проходит масштабная выставка Виктора Васнецова в Корпусе Бенуа Русского музея

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась небольшая выставка-сюрприз «Русское Рождество»


#Михайловский замок #Русский музей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (7826) от 15.01.2025 под заголовком «Портреты говорят».


Комментарии