В Михайловском замке открылась выставка, приуроченная к 200‑летию со дня рождения художника Григория Сороки
Богатейшее собрание отечественного изобразительного искусства Русского музея позволяет проводить большие персональные и тематические выставки, а также камерные показы творчества художников разных эпох. Как, например, Григория Сороки (1823 – 1864) и его современников. Выставка (6+), на которой представлено более пятидесяти картин и рисунков, открылась в Михайловском замке и приурочена к 200‑летию со дня рождения художника. Помимо произведений из собрания Русского музея представлены его работы из Эрмитажа, Третьяковской галереи и Тверской картинной галереи.
«Рыбаки». 1840-е гг./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Предыдущая персоналия Сороки в Русском музее состоялась в 1975 году и тогда открыла это имя для широкой публики. Специалистам имя крепостного художника было известно с начала ХХ века. Несколько его работ были показаны в 1905 году на выставке исторических портретов, которую Сергей Дягилев организовал в Таврическом дворце. Но только благодаря усилиям Ксении Михайловой, многолетнего научного сотрудника Русского музея, полвека назад удалось найти в частных собраниях работы Сороки и организовать выставку почти всех известных на тот момент его произведений.
По словам Григория Голдовского, заместителя генерального директора Русского музея, ему посчастливилось двадцать лет работать вместе с Михайловой. Она была глубоким, принципиальным ученым, обладала системным умом и энциклопедическими знаниями. Подготовленный Михайловой каталог выставки 1975 года до сих пор остается главным трудом о творчестве Сороки. Ее памяти посвящена нынешняя выставка.
Драматичной была короткая жизнь Григория Васильева (Сорока — прозвище, позже ставшее творческим именем). Он был крепостным крестьянином тверского помещика Николая Милюкова, ставшего для Сороки добрым и злым гением. Милюков организовал для своих крестьян школу, где будущий художник обучился грамоте и начал рисовать. Учиться живописи к известному художнику Алексею Венецианову, своему соседу, Сороку тоже отправил Милюков, но позже отказался освободить его от крепостной зависимости. Даже несмотря на настойчивые просьбы Венецианова. Это решение закрыло для Сороки дорогу к получению полноценного профессионального образования. Когда в 1861 году крепостное право было отменено, художник, чтобы кормить семью, вынужден был заключить с Милюковым кабальный договор о выкупе земли. Он принял участие в крестьянском бунте и был приговорен к телесным наказаниям. Не дожидаясь этой унизительной для свободолюбивого художника процедуры, Сорока покончил с собой.
Рассматривая трогательные портреты и умиротворенные пейзажи художника, трудно поверить, что за ними скрыта драма его личной жизни. В центре выставки два пейзажа — «Вид на плотину» и «Вид села Спасского», созданные Сорокой в Тамбовской губернии, где находилось имение родственников Милюкова, а также несколько пейзажей, созданных в Островках, тверском имении самого Милюкова. Тамбовские пейзажи — единственные произведения Сороки, на которых имеются подписи автора. Эти картины стали эталоном, по которому определяется авторство других работ.
Ксения Михайлова нашла точное определение характеру сорокинских пейзажей — «профессиональный примитив». Перспектива соблюдена, детали панорам точно выписаны, сельские занятия крестьян и крестьянок — ловля рыбы, стирка белья — изображены с полным знанием предмета. На картине «Кабинет дома в Островках» на счетах отложено «1844», это датировка полотна.
Среди портретов находятся три изображения Венецианова. Искусствоведы продолжают спорить, какие из них принадлежат Сороке, какие другим ученикам Венецианова. На двух портретах изображены юные дочери Милюкова — Лидия и Елизавета. Легенда утверждает, что с Лизой художника связывали романтические отношения. Но никаких подтверждений этому не найдено.
Особое место на выставке занимает карманный альбом, где Сорока изобразил 16 крестьян, своих соседей. Здесь чувствуется твердая рука профессионала, на лету схватывающего типажи.
Иконы Сороки малоизвестны даже историкам искусства первой половины XIX века. На выставке представлены «Спас Нерукотворный» и «Христос, благословляющий детей». Как и в случае портретов Венецианова, авторство Сороки не является безусловным, это станет предметом обсуждения в ходе работы выставки.
Завершают ее произведения Венецианова — известный автопортрет, за который художник получил звание академика, декоративные панно «Девушка на качелях» и «Ангел на ветке», а также работы других его учеников, в частности, пейзажи «Вид близ Выборга» Михаила Эрасси и «Сушка сена» Лавра Плахова. Как‑то Венецианов, сравнивая их с Сорокой, заметил: «Долго моему Мише надобно итить, чтобы до этой станции дойти, а Плахову уже и не попасть».
Выставка работает по 4 ноября.
Читайте также:
В Корпусе Бенуа Русского музея открылась для широкой публики новаторская выставка «Весть»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 151 (7727) от 15.08.2024 под заголовком «Певец тверских озер».
Комментарии