В Михайловском замке открылась выставка к 200-летию со дня рождения Достоевского
Выставку, приуроченную к 200-летию со дня рождения Достоевского, Русский музей открыл в Михайловском замке, с которым связаны годы учебы писателя в Инженерном училище. Четыре зала вместили более ста работ из собрания музея.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Как говорит куратор Микаел Давтян, выставка не претендует на раскрытие феномена Достоевского во всей его полноте и сложности. Ее идея проста и понятна – показать отражение его образа и произведений в изобразительном искусстве.
Русский музей хранит живописные, графические и скульптурные произведения, связанные с именем писателя. Большая часть материала оказалась в музее в связи со 150-летием Достоевского, отмечавшимся в 1971 году. Вокруг этой даты создавались циклы иллюстраций, творческие интерпретации, портреты... Материала много, нечасто возникал повод его показать.
Достоевский давно стал визуальным брендом нашего города, который используется по-разному. Выставка спокойная, актуального искусства публика не увидит. Условно ее можно разделить так: портреты самого писателя, иллюстрации к его произведениям и к театральным постановкам на их основе. Организаторы не стали придерживаться хронологической последовательности, чтобы сделать выставку интересной визуально. В нее вошли работы как известных мастеров, так и совсем незнакомых публике, разного времени – от XIX века до, можно сказать, сегодняшнего дня.
Самый ранний скульптурный портрет Достоевского – бюст, созданный Леопольдом Бернштамом в 1881 году. Автор собирался сделать его при жизни писателя, но не успел. Он снял посмертную маску, использовал ее в работе, за которую получил большую серебряную медаль Академии художеств. За изображение Достоевского не раз брался Сергей Коненков. Самым известным стал портрет, получивший «Гран-при» на выставке в Брюсселе 1958 года. Из живописных работ бросается в глаза большая картина Гелия Коржева «Федор Достоевский на каторге», написанная в начале 1990-х.
Самый значительный раздел выставки – иллюстрации к произведениям писателя. Они не ограничены форматом книги. Есть иллюстрации, по каким-то причинам не изданные, созданные по мотивам произведений или навеянные образами литературных героев...
Самые знаменитые – рисунки Мстислава Добужинского к повести «Белые ночи», выпущенной издательством «Аквилон» в 1923 году. Иллюстрации и предваряющие их наброски к повести «Игрок» Николай Алексеев создал примерно в то же время. Спустя почти полстолетия за оформление романа «Идиот» художник Виталий Горяев получил высшую золотую медаль Лейпцигской книжной ярмарки.
Произведения Достоевского иллюстрировали Виктор Вильнер, Михаил Шемякин, Илья Глазунов...
Третий раздел выставки небольшой. Это эскизы театральных костюмов и декораций Александра Бенуа к пьесе по мотивам романа «Идиот», эскизы декораций к спектаклю «Братья Карамазовы» Кузьмы Петрова-Водкина. В состав выставки вошли и рисунки к театральным декорациям Мстислава Добужинского для постановки «Николая Ставрогина» на сцене Московского художественного театра 1913 года.
Один из примеров того, что публика видит впервые – триптих художника Михаила Махова «Посвящение Достоевскому». Три больших резных деревянных панно в музее полвека, но повода показать их не представлялось. Об авторе мало информации. Художник ушел молодым, не исключено, покончил с собой. Наследие разошлось по музейным собраниям. Триптих попал в Русский музей.
Выставку дополняют гравюры середины XIX века Карла Беггрова и Александра Брюллова и иллюстрированные издания Достоевского из сектора редкой книги Русского музея.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (7040) от 28.10.2021 под заголовком «Посвящение Достоевскому».
Комментарии