В Михайловском замке открылась выставка «Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны»
Грандиозный выставочный проект «Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны», который открылся в Михайловском замке, поражает своим масштабом, в нем участвуют предметы из ведущих музеев России. Роль лидера, конечно, принадлежит самому Русскому музею, обладателю крупнейшего собрания национального искусства, также своими раритетами поделились Эрмитаж, ГИМ, Музей Московского Кремля, Третьяковская галерея, музеи-заповедники и архивы Петербурга и Москвы: всего двадцать одно хранилище.
ФОТО: Русский музей
Также важно, что впервые в художественном музее представлены шестнадцать лет русской истории, с 1725-го по 1741 год, которые после знаменитого русского историка Василия Ключевского стали называть «эпохой дворцовых переворотов». Большинство из 400 произведений всех видов и жанров — картин самых известных портретистов XVIII века, произведений церковного и прикладного искусства широкая публика увидит тоже впервые. Этот проект завершает выставочную серию «Сага о Романовых», которую Русский музей успешно реализовывал с 2013 года.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
«Без глубокой разработки темы о династии Романовых Русский музей не может существовать ни как научное, ни как творческое учреждение. Музей был создан императором Александром III как крупнейшее государственное художественное собрание, — подчеркнула в своем выступлении Алла Манилова, генеральный директор Русского музея. — В короткую эпоху «дворцовых бурь» был учрежден орден Александра Невского и освобождена из монастырского заточения Евдокия Лопухина, первая супруга Петра I. Снаряжались камчатские экспедиции, Ломоносов из архангельского паренька стал ученым с мировым именем. Тогда же были организованы миссии в Китай и Персию, одержаны дипломатические победы над Англией и Данией, произошло победоносное сражение с крымским ханом. В Петербурге завершилось создание Академии наук и искусств — любимого детища Петра I. Сама российская столица получила первый генеральный план — знаменитое трехлучие улиц, идущих от Адмиралтейства».
Алла Манилова сообщила, что многие произведения искусства, представленные на выставке, ранее не покидали стен своих музеев. Более того, многие раритеты из собрания самого Русского музея публика никогда не видела. «Мы благодарим всех наших коллег, которые помогли подготовить этот важнейший для нас проект», — подчеркнула генеральный директор музея.
Выбор дизайна выставочного пространства в виде металлической сетки, которая «пронизывает» все залы экспозиции, был вызван прежде всего необходимостью увеличить выставочные площади. И неожиданно он сработал как сильный образ. На похожих сетках в фондах хранят картины. Русский музей как бы приглашает публику заглянуть туда, куда ее обычно не пускают, ознакомиться с малоизвестными ей страницами русской истории. В то же время сетка, создающая пространство выставочного лабиринта, может восприниматься как предупреждающий знак публике: не спешите с оценками тех или иных персонажей, которые вам известны из популярной литературы.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Мир XVIII века — давно ушедшая эпоха, не всегда нам понятная. Малолетние императоры, регенты, фавориты, старая боярская знать и новые дворяне, сложная борьба за престолонаследие после кончины Петра I, который не оставил завещания, но имел много близких и дальних родственников. За 16 лет после основателя империи на российском престоле побывали: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван VI и его мать Анна Леопольдовна в качестве регента. Их портреты составили основу выставки. Весь XVIII век в русском искусстве прошел под знаком портретного жанра.
Своеобразным эпиграфом к выставке является бесценная серебряная корона Екатерины I, созданная в 1723 году в мастерской Самсона Ларионова. Это была первая императорская корона в России, служившая образцом для последующих изделий данного назначения.
Замечательно сочетание портретов Петра II и его костюмов — парадного придворного (камзол и кафтан), изготовленного из бархата и шелка, украшенного тончайшим шитьем серебряной нитью, а также парадного охотничьего из сукна, с сильно расклешенным низом по моде 1720‑х годов. В подобном охотничьем костюме Петра II изобразил художник Луи Каравак.
По словам Григория Голдовского, заместителя генерального директора Русского музея по научной работе, куратора выставки, если имена Каравака, художников-портретистов Андрея Матвеева, Ивана Никитина известны широкой публике, то вряд ли она знает об их современниках — Иоганне Генрихе Ведекинде, одном из первых портретистов, или таком авторе, который фигурирует в документах как «Франкарт». Первому принадлежат портреты Петра II и Анны Леопольдовны, второму — портрет Петра Шереметева, друга юности этого императора, позже ставшего знаменитым коллекционером и меценатом.
Важным для портретной галереи является картина художника Антуана Пэна, изобразившего царевну Екатерину Иоанновну. Она была старшей сестрой Анны Иоанновны и помогла ей взойти на престол. Императрица этого никогда не забывала.
За портретной галереей следует показ церковного искусства. Здесь на самом почетном месте находится парчовая «Фелонь» (церковное облачение) с дарственной надписью — «От щедродательной десницы благочестивыя государыни Анны Иоанновны. 1735», а также три Евангелия в роскошных серебряных окладах. Они хранятся в закрытых бронекладовых Русского музея и впервые экспонируются на выставках.
Среди документальных материалов находится оригинал рапорта Доменико Трезини, который датирован 1729 годом, адресован генерал-аншефу Бурхарду Миниху и касается работ по переустройству Петропавловской крепости. Первый архитектор Петербурга отчитывается о расходе строительных материалов.
Карта Ингерманландии гравирована в 1734 году, она принадлежала семейству Фаберже.
У мейсенского «Сервиза с российским гербом» своя история. В 1726 году саксонский король Август Сильный обратился по дипломатическим каналам к Екатерине I c просьбой прислать ему «одного или двух белых медведей, больших и красивых, а также нескольких песцов». Такие звери нашлись в московском зверинце императрицы. Последовал ответный подарок — тот самый сервиз. Он поступил в Россию в 1728 году, уже после смерти Екатерины I. И достался Елизавете Петровне. Этот предмет завершает историческую часть выставки.
А дальше идут полулегендарные изображения Иоанна VI, «Ледяного дома» Анны Иоанновны и другие произведения, созданные много позднее на основе художественной литературы.
Выставка продлится по 23 сентября. Как сообщила Алла Манилова, это будет важный для Русского музея опыт широкого показа портретной галереи. «Мы думаем о том, чтобы сделать Михайловский замок центром показа русского портрета всех времен», — отметила генеральный директор музея.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (7675) от 03.06.2024 под заголовком «Шедевры периода «дворцовых бурь»».
Комментарии