В Михайловском замке открылась выставка «Анна Лепорская. Живопись. Графика. Фарфор»

В Михайловском замке Русского музея работает выставка «Анна Лепорская. Живопись. Графика. Фарфор». Она впервые знакомит широкую публику с наследием художницы, которое в 2017 году поступило в музей в составе большого дара, включающего произведения и материалы о деятельности Казимира Малевича и его учеников.

В Михайловском замке открылась выставка «Анна Лепорская. Живопись. Графика. Фарфор» | «Псковитянка». / Репродукция. ФОТО АВТОРА

«Псковитянка». / Репродукция. ФОТО АВТОРА

Этот дар назван «Архивом Лепорской», поскольку хранился у наследников художницы. В нем находится более 600 произведений Анны Александровны. В том числе материалы 1920‑х годов, связанные с деятельностью Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), а также эскизы форм и росписей фарфора, созданные Лепорской в послевоенные годы.

Биографию Лепорской (1900—1982) можно считать обычной для того бурного времени, в котором ей довелось жить. Начало творческой биографии — Псковская художественно-промышленная школа, где, по словам художницы, учили не только рисовать, но и «тянуть форму на гончарном круге и работать на ткацком станке». В 1922 году Лепорская приезжает в Петроград, с городом на Неве будет связана вся ее дальнейшая судьба. Два года она учится в Академии художеств у Кузьмы Петрова-Водкина, но затем в поисках новых идей уходит в ГИНХУК, где «правит» Малевич. Анечка, как называли за отзывчивость и доброжелательность стройную блондинку в неизменном пенсне, оставалась в тени своих соратников, но стала секретарем Малевича, вела стенограммы его семинаров с молодыми художниками.

В 1930 году институт был закрыт. Лепорская вместе с мужем и коллегой Николаем Суэтиным занималась интерьерами советских павильонов на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке. В 1941‑м пришла на ЛФЗ, но вскоре началась война, художница провела всю блокаду в Ленинграде, работала над выставками в Штабе партизанского движения. В 1948 году Лепорская стала штатным художником ЛФЗ и трудилась там три десятка лет.

Кураторы проекта — Людмила Вострецова и Ирина Карасик — отобрали для показа около 90 произведений. Эпиграфом стали картина «Псковитянка», созданная под влиянием позднего крестьянского цикла Малевича, и большой импрессионистический рисунок «Натюрморт с рыбой». Оба произведения давно находятся в собрании музея. «Псковитянка» была подарена автором. За ними следуют работы из «Архива Лепорской». В частности, горные пейзажи Кавказа с кубистическими приемами разложения объемов на цветовые плоскости. 5 февраля 1930 года датирована справка с автографом Малевича. Она удостоверяет, что Лепорская «в целях поднятия своей квалификации» работает в ­ГИНХУКе. Документ был предназначен для Биржи труда, институту оставалось существовать считанные дни.

За документами следуют пронзительные блокадные зарисовки — «Затемненный город» и «Группа ПВО на Фонтанке».

Основная часть выставки посвящена фарфору. Многие ленинградцы помнят сервизы формы «Капля». Сервиз формы «Новый» остался в эскизах и пробных экземплярах. В 1960‑е годы Лепорская, вспоминая молодость, создает эскизы супрематических росписей для кофейного сервиза. Понятно, что тогда это была работа «в стол». Лучшим произведением Лепорской из фарфора стал сервиз «Ленинград» без росписи. Романтичный, как белая ночь.

Выставка открыта по 14 марта.

#выставка #Михайловский замок #Русский музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 26 (7109) от 14.02.2022 под заголовком «Автор белого сервиза».


Комментарии