В Михайловском дворце Русского музея открылась выставка «Тафтяная церковь Федора Иоанновича и Ирины Федоровны Годуновой 1592 года»
Выставка (6+) посвящена уникальному комплексу древнерусского шитья — походному иконостасу царя Федора и царицы Ирины. Этот памятник впервые представлен широкой публике в полном составе.
ФОТО АВТОРА
По словам Григория Голдовского, заместителя генерального директора Русского музея по научной работе, этот проект, который готовился долго и тщательно, еще раз свидетельствует о богатстве и разнообразии коллекции музея. По части древнерусского шитья она одна из лучших в России. Ирина Соловьева, заведующая отделом древнерусского искусства, отметила, что древний иконостас — это национальная святыня, которая передавалась в царской семье на протяжении нескольких столетий, а затем стала бережно храниться и реставрироваться сотрудниками Русского музея.
Отвечая на вопросы нашей газеты об истории иконостаса и его особенностях, Ольга Клюканова, куратор выставки, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, начала с того, что это великий памятник — единственный сохранившийся шитый походный иконостас. Он хорошо известен в литературе о древнерусском искусстве, где именуется как «походная церковь царей Федора Иоанновича и Петра Великого; тафтяная церковь царя Алексея Михайловича; символ русской воинской славы; образец «годуновского» шитья; царский иконостас, созданный последними Рюриковичами и ставший фамильной реликвией династии Романовых».
Здесь уместно кратко рассказать историю памятника. Он впервые упоминается в 1669 году в описи Образной палаты Московского Кремля, которая при Алексее Михайловиче служила для хранения икон, богослужебных предметов и книг. В документе сказано, что иконостас создан в 1592 году по велению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины. Специалисты предполагают, что он служил для «молений о чадородии» в бездетном долгое время браке Федора и Ирины. О заказчиках говорит одна из икон — «Святые Феодор Стратилат и мученица Ирина». Иконостас создавался в известной мастерской Ирины Годуновой, она принимала личное участие в работе в старой византийской традиции. Техника золотного шитья с помощью металлической скрученной нити и лицевого шитья двойной шелковой нитью требовала тщательности и времени. Особой приметой мастерской было орнаментальное объемное шитье для нимбов святых. Это хорошо видно на иконах «Федор и Ирина» и «Троица Ветхозаветная».
Работа над иконостасом заняла несколько лет. Как пояснила Клюканова, для шитья в качестве основы использовалась тафта — дорогая шелковая ткань, отсюда одно из названий иконостаса. Сзади к ней для прочности пришивали «крашенину» — кусок крашеного русского льна, на него — подкладку или несколько из шелка, чтобы икона выглядела и с обратной стороны как совершенное произведение.
Царь Алексей Михайлович Романов не стал пренебрегать достижениями последних Рюриковичей, но использовал иконостас для молебнов в 1653 – 1654 годах во время своего победоносного Смоленского похода. Вероятно, иконы устанавливались на специальных ширмах, они помещались в шатре, который становился походным храмом. Петр I перенес иконостас в Петербург как военную реликвию отца. Но сведений о его использовании в походах самого царя-реформатора не обнаружено. В 1812 году иконостас был перенесен из Зимнего дворца в церковь Чесменского дворца и стал мемориалом в честь основателя Петербурга. В 1871 году произошел пожар, уничтоживший часть икон. В 1915 году древний памятник был показан на выставке церковной старины в Музее барона Александра Штиглица и вызвал восторженные отзывы посетителей. В 1922 году иконостас, состоявший из 23 икон, пополнил коллекцию Русского музея, где реставрировался в 1930‑х и 1960‑х годах.
Выставку дополняют архивные документы и фотографии о реставрационных работах, образцы металлической и шелковой нитей. Специально для проекта создан слайд-фильм об истории шитого иконостаса. Там показана версия его реконструкции на момент создания. Это был четырехъярусный иконостас общим размером 2,6 х 4 метра, который включал около 50 шитых икон.
Выставка работает по 7 октября.
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (7741) от 04.09.2024 под заголовком «Царское дело — шитье».
Комментарии