В Михайловском дворце Русского музея откроется выставка, посвящённая 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова

18 октября произойдет одно из самых ярких событий в культурной жизни Петербурга и всей страны в 2024 году. В Михайловском дворце, главном здании Русского музея, откроется для публики выставка «Великий Карл. К 225‑летию со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799 – 1852)». Она стала беспрецедентной по масштабам: представлено около 300 произведений из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Национального художественного музея Белоруссии, еще двадцати двух крупнейших музеев России, а также из восьми частных собраний. Одновременно через показ шедевров Брюллова выставка впервые дает широкую панораму всей отечественной культуры первой половины XIX века.

В Михайловском дворце Русского музея откроется выставка, посвящённая 225-летию со дня рождения К.П. Брюллова | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Космическая величина

Титула «Великий Карл» художника еще при жизни удостоили современники. Один из них отмечал, что города, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», устраивали в честь Брюллова торжественные приемы, ему посвящали стихотворения, его носили на руках в шествиях с музыкой, цветами и факелами. Везде его принимали с почетом, как общеизвестного, торжествующего гения, всеми понятого и оцененного. Никто из русских художников ни до, ни после Брюллова не получал такой, как он, всемирной известности.

Брюллов стал вершиной русской живописи, самым признанным мастером отечественного изобразительного искусства, который обрел мировую славу. Он принес в мир понимание, что такое русское искусство как самостоятельный феномен. Он родился в один год с Пушкиным и по своему значению стал Пушкиным в русской живописи.

Ольга Любимова, министр культуры России, приветствуя открытие выставки, отметила, что впервые в нашей стране настолько масштабно представлены произведения величайшего мастера академической живописи, который сделал ее фактом мировой культуры. Любимова особо отметила, что на выставке будет показано много акварелей и рисунков, который по причине хрупкости крайне редко покидают музейные фонды.

По словам Аллы Маниловой, генерального директора Русского музея, все, что было задумано в ходе подготовки этого беспрецедентного проекта, реализовано. «Поместить даже в наши большие академические залы всего Брюллова совершенно невозможно. Мы решили создать выставку-сенсацию, представить шедевры первого ряда, показав все жанры и техники, в которых работал Брюллов. И что важно, именно в тех залах, где его картины находятся в постоянной экспозиции», — добавила Манилова.

По мнению Григория Голдовского, куратора выставки, заместителя генерального директора Русского музея по научной работе, Брюллов своей жизнью и деятельностью провозгласил право художника на творческую свободу. Он является автором не только «Последнего дня Помпеи», но и блистательных портретов, религиозных образов, жанровых рисунков, замыслов исторических картин. На выставке будут представлены работы Брюллова начиная с 1819-го и по 1850‑е годы. Выставка представляет работы Брюллова в хронологической последовательности — от ранних академических штудий до работ на религиозные сюжеты и поздних автопортретов. «Его искусство — это сочетание предельной эмоциональности и художественной выразительности», — отметил Голдовский.

Брюллов3_РМ.jpg
ФОТО: Русский музей

Андрей Воронов, автор дизайна выставки, рассказал, что его задача состояла в том, чтобы изменить пространство академических залов для эксклюзивного выставочного проекта. Поэтому публика поднимается по пандусу к вершине Брюллова — картине «Последний день Помпеи», затем рассматривает вблизи грандиозный (13 х 10 метров) эскиз росписи «Святой Николай Мирликийский с ангелами» — и затем следует «обрыв», связанный с болезнью и безвременным уходом художника.

Помпеи — в фокусе

В 1827 году Брюллов впервые посетил раскопки древнего города, который погиб в 79 году н. э. от извержения вулкана Везувий. До этого туда приезжал его старший брат Александр, архитектор, получивший право обмерить руины зданий. Но только увидев Помпеи своими глазами, Карл Брюллов задумывает грандиозное полотно, которое позже искусствоведы назовут синтезом академической школы и нарождавшегося романтизма и в то же время картиной с глубоким символическим смыслом.

Христианство приходит на смену низвергаемым самой природой языческим богам. В момент извержения от Рождества Христова прошло совсем немного лет, метафора напрашивается.

И обстоятельства для создания картины складываются благоприятно. Идею поддерживает графиня Юлия Самойлова, ставшая на много лет его подругой, музой и моделью. Анатолий Демидов, промышленник и меценат, представитель известной династии, считается заказчиком картины, в итоге заплатившим за нее огромную по тем временам сумму — 15 тысяч рублей. Но Демидов родился в 1812 году, следовательно, ему было на момент первого визита Брюллова в Помпеи 15 лет! Существует романтическая версия, что вдохновителем «Последнего дня Помпеи» была именно Самойлова. Вероятно, Демидов «подключился» позднее, Брюллов работал долго: картина была закончена только в 1833 году.

В пользу названной версии говорит и тот факт, что Самойлова изображена на картине четырежды в образах молодых женщин. Брюллов не забыл изобразить и себя — вспомним его известное высказывание: «Надо было пережевать 400 лет успехов живописи, дабы создать что‑нибудь достойное нынешнего требовательного века».

На картине изображен еще один известный персонаж, античный государственный деятель Плиний Младший, который в письме к историку Тациту рассказал об извержении Везувия. «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь». Брюллов помещает Плиния в правую часть картины в образе молодого человека, который просит мать подняться и бежать от стихии.

Россия встречает своего гения

После первых зарубежных триумфов «Последний день Помпеи» отправили в Петербург. 12 августа 1834 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила: «Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» уже около двух недель привезена в Петербург и находится в Эрмитаже в той комнате, где покойный Джордж Доу рисовал портреты генералов. Говорят, что она будет в непродолжительном времени выставлена для публики. Это произошло сначала в Зимнем дворце, затем в Академии художеств. Увидев полотно, Пушкин тут же сочинил экспромт «Везувий зев открыл…».

В 1835 году в Петербурге был опубликован сборник сочинений Николая Гоголя «Арабески», в котором помещена статья «Последний день Помпеи». Автор назвал картину «светлым воскресением живописи… полным всемирным созданием». По мнению писателя, «нет ни одной фигуры у него, которая бы не дышала красотою, где бы человек не был прекрасен. Все общие движения групп его дышат мощным размером и в своем общем движении уже составляют красоту. В создании их он так же крепко и сильно правит своим воображением, как житель пустыни арабским бегуном своим. Оттого вся картина упруга и роскошна».

Брюллов4_РМ.jpg
ФОТО: Русский музей

Отточенная гоголевская формула «упруга и роскошна» стала хорошо понятна после комплексной реставрации картины. Она была проведена специалистами нескольких отделов Русского музея и вернула «Последнему дню Помпеи» цвета и свет, задуманные художником. «Санкт-Петербургские ведомости» подробно рассказывали о реставрации (см. номера от 6 марта и 25 сентября).

В 1836 году Михаил Лермонтов начинает работу над романом «Княгиня Лиговская», где есть такие строки: «Если Вы любите искусство, — сказал он, обращаясь к княгине, — то я могу Вам сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее кричала вся Италия, французы ее разбранили. Теперь любопытно узнать, куда склонится русская пуб­лика, на сторону истинного вкуса или на сторону моды».

Лермонтов уже знал, что русская публика проявила истинный вкус.

Два ровесника — два гения

Брюллов и Пушкин родились в один год, были по сути творческими единомышленниками, но познакомились только в 1836 году в Москве. Поэт приехал в Первопрестольную по делам своего журнала «Современник», художник был там проездом в Петербург из заграницы. Они друг другу понравились, завязалась дружба, которая, увы, оказалась короткой.

По воспоминаниям Апполона Мокрицкого, ученика Брюллова, 25 января 1837 года мастерскую художника посетили Пушкин и Жуковский. Они любовались и восхищались дивными акварельными рисунками, но когда Брюллов показал им недавно оконченный карикатурный рисунок «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне», то восторг их выразился криком и смехом.

Пушкин не мог расстаться с этим рисунком, хохотал до слез и просил Брюллова подарить ему это сокровище; но рисунок принадлежал уже княгине Салтыковой, и Карл Павлович, уверяя его, что не может отдать, обещал нарисовать ему другой.

Пушкин был безутешен: он с рисунком в руках встал перед Брюлловым на колени и начал умолять его: «Отдай, голубчик! Ведь другого ты не нарисуешь для меня; отдай мне этот». Брюллов рисунка не отдал, пообещав Пушкину написать с него портрет, и назначил время для сеанса. Дуэль Пушкина состоялась днем ранее назначенного времени.

Любопытно, что сейчас «Съезд на бал» хранится в собрании Вятского художественного музея (Киров). В 1920‑е годы одним из его создателей был Николай Машковцев. Много позже он станет автором и составителем книги «К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников», которая выдержала два издания и остается важным источником сведений о великом Карле.

В 1849 году в память о погибшем поэте Брюллов создал картину «Бахчисарайский фонтан» по мотивам поэмы Пушкина.

Итог золотого века русской культуры подвел Максим Горький: «Гигант Пушкин — величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебник Глинка и прекрасный Брюллов».

Лиц необщее выражение

На самое короткое знакомство с выставкой необходимо запастись несколькими часами: в ней нет ничего случайного, драматургия выстроена безупречно.

Впервые зрители увидят картину «Христос во гробе», выполненную в редкой технике «транспарент», то есть на «просвет». Картина была написана по заказу графа Александра Адлерберга и долго путешествовала по разным странам, прежде чем попасть в собрание Русского музея. Брюллов лично «законвертовал» картину в футляр с толстым стеклом. Картину не стали реставрировать к выставке намеренно, поскольку приняли решение вначале показать работу в первозданном виде, а после уже отправить на реставрацию.

Особое место на выставке занимают автопортреты художника. Всего их известно около тридцати. На выставке представлено двенадцать.

В 1819 году юный Брюллов пишет картину «Нарцисс, смотрящий на воду» и получает за нее малую золотую медаль Академии художеств. Умение художника изображать красоту человеческого тела уже тогда поражало педагогов. Через восемь лет, находясь в творческой командировке в Италии, он пишет жанровые картины «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» и «Итальянский полдень». Художник, вопреки академическим канонам, работал с натуры, отыскивая прекрасное в простом и повседневном.

Впервые представлена для широкой публики картина «Портрет детей графа Льва Витгенштейна Марии и Петра с няней-итальянкой» из российского частного собрания. Из Минска приехал «Портрет Михаила Виельгорского».

Брюллов в совершенстве владел акварелью. Среди портретов, выполненных в этой нежной технике, — «Портрет Кирилла и Марии Нарышкиных», «Портрет Григория Гагарина», «Портрет вице-адмирала Владимира Корнилова на борту брига «Фемистокл».

К парадным живописным портретам относятся «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией», она была основательницей Русского музыкального общества и владелицей Михайловского дворца, «Портрет сестер Александры и Ольги Шишмаревых», недавно отреставрированный «Портрет светлейшей княгини Елизаветы Салтыковой». Хрестоматийными стали картины «Портрет графини Юлии Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» и «Всадница», изображающая Амацилию и ее сестру Джованину верхом на лошади. Увидев это полотно, арт-критики поставили Брюллова в один ряд с Рубенсом и Ван Дейком.

Картину «Смерть Инессы де Кастро, морганатической жены португальского инфанта дона Педро» — полотно 2 на 3 метра с семью фигурами — Брюллов создал за 17 дней, вызвав полный восторг современников.

Среди произведений на религиозные сюжеты — «Распятие», соз­данное как заалтарный образ лютеранской церкви Петра и Павла в Петербурге, огромные картоны «Бичевание Спасителя» и четыре Евангелиста — эскизы росписей для Исаакиевского собора; «Воскресение Христово» — неосуществленная роспись запрестольного образа для храма Христа Спасителя в Москве.

Брюллов2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Некоторые акварели художника, например «Сон бабушки и внучки», «Сон монашенки», представляют юмористическое, ироническое раскрытие художником тайных помыслов и мечтаний, тщательно скрываемых людьми в обыденной жизни.

Выставка будет работать беспрецедентно долго — по 12 мая 2025 года. «Уже на следующей неделе мы опубликуем на официальном сайте Русского музея и на наших страницах в социальных сетях гигантскую просветительскую и образовательную программу, которая будет сопровождать выставку. Особое внимание в ней уделено детской аудитории», — подчеркнула Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

Читайте также:

Авангард гостит в Китае. Произведения Русского музея представлены на выставке в Музее Линьпин

В Саранске открылась выставка картин Ивана Шишкина из собрания Русского музея


#выставка #Русский музей #Карл Брюллов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (7772) от 16.10.2024 под заголовком «Великий музей — великому Карлу».


Комментарии