В Меншиковском дворце открылась выставка работ Брейгелей
Эрмитаж показывает 28 картин из собрания Валерии и Константина Мауергауз — работы Питера Брейгеля Младшего, Яна Брейгеля Старшего, Яна Брейгеля Младшего и других мастеров.
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
В Эрмитаже не бывает простых выставок. Все — сложные, обращенные не только к сердцу, эстетическому чувству, но и к уму. Эта экспозиция тоже такая. Она — для размышлений, сопоставлений, выявления связей и смыслов. Начиная от связей семейных: Питер Брейгель Старший, Мужицкий, родил Питера Брейгеля Младшего, Адского, и Яна Брейгеля Старшего, Бархатного, который в свою очередь дал жизнь Яну Брейгелю Младшему… И заканчивая многочисленными иносказаниями, аллегориями, историческими аллюзиями, хорошо понятными современникам, но трудно постигаемыми сегодня.
Почему выставка развернута именно в Меншиковском дворце? Среди любимых художников Петра I, как рассказывает заведующий эрмитажным отделом западноевропейского изобразительного искусства Сергей Андросов, современники называли и Брейгеля (вероятнее всего, Яна Брейгеля Старшего, прозванного Бархатным). В коллекции императора хранилась картина «Пожар», автором которой считался Питер Брейгель Младший (Адский). Она не дошла до наших дней, как и некоторые другие, приобретенные для Петра I его торговыми агентами. Однако произведения этих мастеров более чем уместны в интерьерах петровского времени, во дворце его денщика и единомышленника, губернатора его Парадиза.
Параллели между Нидерландами второй половины XVI столетия и Россией начала XVIII века неочевидны, но возможны, доказывает Андросов. Кардинальные, кровавые преобразования, ощущение мира, вывернутого наизнанку, попытки осмыслить происходящее, найти опору в библейских сюжетах и народной мудрости…
Одна из самых интересных, глубоких и завораживающих картин на выставке — «Добрый пастырь» кисти Питера Брейгеля Младшего. Она так хороша по живописи, что ее долгое время считали работой основателя династии, Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). Лишь в 2014 году после комплексного искусствоведческого и технико-технологического изучения от этой версии отказались. Выяснилось, что деревянная основа (две дубовые доски, выпиленные из ствола одного дуба, произраставшего в долинах рек Мозель или Маас) изготовлена уже после смерти великого мастера. Да и других аргументов было выявлено немало.
Впрочем, самое важное не авторство, а суть этой композиции, сюжет которой восходит к ветхозаветным пророчествам. «Верный» пастух, «добрый пастырь» (с ним сравнивал себя Христос) спасает доверенное ему стадо (паству) ценой собственной жизни. Волк вгрызается в горло поверженного героя, овцы убегают, действо разворачивается на фоне пейзажа, прекрасного в своей прозрачной тишине. И зритель видит, как закругляется земля, ощущает космическую гармонию сущего…
Существует и иной слой, подтекст. Исследователи усматривают в лице пастуха портретное сходство с графом Хендриком ван Бредероде, участником Нидерландской революции, одним из основателей движения гезов (читайте «Легенду о Тиле Уленшпигеле…» Шарля де Костера). Граф выступил против испанского владычества в Нидерландах, потерял состояние, был вынужден бежать и стал для соотечественников героем, пострадавшим за свободу и справедливость…
Есть на выставке и другие картины, сюжеты которых можно рассматривать с политической, философской, со многих других точек зрения. Есть зримые версии пословиц и поговорок, в которых грубоватый юмор сочетается с трагической иронией, есть пейзажи и натюрморты, реплики картин Питера Брейгеля Старшего и разные вариации на темы, заданные им.
Оригинальных работ великого мастера нет. И все‑таки они незримо присутствуют. Как точка отсчета. Ни один из его последователей не сумел в полной мере воплотить удивительное мироощущение, заложенное в картинах Брейгеля Мужицкого, чей мир одухотворен и целостен, космичен. Оно словно бы распалось в творениях сыновей и прочих продолжателей на части, фрагменты. Теперь, на выставке, эти осколки собраны вместе. И можно увидеть, как каждый из художников развивал традицию в русле собственной индивидуальности. Питер Младший продолжил семейное дело, повторяя композиции отца и варьируя их, расцвечивая яркими красками и деталями. Ян Старший, а впоследствии и его сын Ян Младший создавали камерные пейзажи и натюрморты, картины на сюжеты из древней мифологии, виртуозно выписывая каждую мелочь, наслаждаясь красотой живописи и жизни. Ян ван Кессель Старший (правнук Питера Брейгеля Мужицкого) стал одним из самых ярких мастеров анималистического жанра своего времени. Их современники Себастьян Вранкс, Йосе де Момпер Младший, Франс II Франкен осмысляли брейгелевскую традицию по‑своему…
И вот что интересно. Питер Брейгель Старший не учил своих сыновей (когда он умер, они были еще слишком малы). Художникам пришлось самостоятельно осваивать наследие отца. Может быть, благодаря этому каждый из них выработал и сохранил собственную манеру. Тем, кто придет на выставку, предстоит увлекательный квест — найти отличия и сходство, понять и ощутить все обаяние старинной традиции.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (7183) от 06.06.2022 под заголовком «Брейгели в русле семейных традиций».
Комментарии