В Мемориальном музее Суворова открылась выставка «Неизвестные/известные»

Выставка под загадочным названием «Неизвестные/известные» открылась в Мемориальном музее Суворова. Казалось бы, что тут особенного: несколько десятков живописных изображений государственных деятелей, офицеров, генералов, представителей дома Романовых… Необычность в том, что практически каждый портрет до недавнего времени таил в себе загадку: оставалось неизвестным, кто изображен, либо атрибуция была неверной.

В Мемориальном музее Суворова открылась выставка «Неизвестные/известные» | Неизвестный унтер-офицер Кавалергардского полка изображен в летней форме, которая существовала в русской армии до Русско-японской войны 1904 – 1905 годов. Затем ее стали заменять на гимнастерки защитного (зеленого) цвета.Репродукция. ФОТО автора

Неизвестный унтер-офицер Кавалергардского полка изображен в летней форме, которая существовала в русской армии до Русско-японской войны 1904 – 1905 годов. Затем ее стали заменять на гимнастерки защитного (зеленого) цвета.Репродукция. ФОТО автора

Все картины из фондов нашего музея. Коллекция насчитывает около пятисот живописных работ, из них около трехсот ­портретов. Изображения нескольких десятков персон остаются неизвестными. Чтобы выяснить «кто есть кто», искусствоведы и историки порой проводят настоящее расследование, обращая внимание на самые разные детали, начиная от медалей и заканчивая пуговицами, — поясняет замдиректора музея Александр Лукирский.

К примеру, военачальника на портрете, датированном началом XIX века, прежде принимали за генерал-аншефа ­Александра Бибикова. Однако кропотливое изучение изображений привело исследователей к выводу, что на самом деле на холсте — генерал-аншеф Петр Панин, участник Семилетней и Русско-турецкой войн, усмиритель восстания Емельяна Пугачева.

Долгое время неправильно был атрибутирован ­портрет старшего сына императора Александра II Николая, который скончался в 1865 году в Ницце от туберкулезного менингита. Считалось, что на холсте изображен некий великий князь, генерал-адъютант свиты императора.

Николая Александровича мы видим в форме лейб-гвардии Павловского полка, и можно заметить, что лента ордена Андрея Первозванного записана, — обращает внимание Лукирский. — Такое впечатление, что наследника сначала запечатлели в парадном мундире, а затем по какой‑то причине «переодели» в повседневный. Почему — остается только гадать.

Кстати, нареченная ­невеста Николая ­Александровича, датская принцесса Дагмар, впоследствии стала супругой его брата — ­императора ­Александра III. Некоторые историки полагают, что если бы не внезапная смерть Николая Александровича, именно он возглавил бы Российскую империю после ухода своего отца и продолжил бы его реформы, а не стремился, как Александр III, «законопатить» бурлящий котел общественной жизни.

Иногда герои, запечатленные на холстах, остаются неизвестными, но удается расшифровать сопровождающие их детали. К примеру, на картине Германа Штейнберга, написанной во второй половине XIX века, изображен отставной солдат. В руках он держит книгу, на левой стороне его мундира три награды, в том числе медаль за Русско-турецкую войну.

Мы не знаем его имя и вряд ли когда‑то узнаем. Зато нам удалось точно выяснить, что у него в руках биография Суворова, изданная историком Николаем Полевым в 1843 году, — говорит Лукирский. — Это позволило не только уточнить датировку портрета, но и лишний раз удостовериться, какой популярностью пользовался труд Полевого…

Как нам пока не суждено узнать имя солдата, так остается неизвестным и статный военный в чине генерал-лейтенанта — его изображение выполнено в 1909 году. На шее — крест ордена Св. Владимира III степени, руками он опирается на эфес наградной золотой георгиевской шашки образца 1881 года. По словам Лукирского, военачальников того времени, имевших одновременно две эти награды, не так и много, так что рано или поздно он «проявится».

А вот установить личность бравого унтер-офицера лейб-гвардии Кавалергардского полка, запечатленного в начале ХХ века художником В. Ратько (известен только один его инициал), наверное, более реально. Скорее всего, портрет был сделан в летних гвардейских лагерях в Красном Селе либо перед выездом на маневры. Не исключено, что офицер заказал художнику свой портрет в память о службе: кавалергарды были людьми состоятельными, могли себе позволить…

Можно предположить, что  ­изображение унтера, столь любившего позировать, есть на фотокарточках в семейных архивах. Так что, владельцы старинных фотоальбомов, доставшихся вам в наследство от прабабушек и прадедушек, вглядитесь внимательно в лицо кавалергарда: а вдруг оно вам знакомо?


#выставка #музей #портрет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7204) от 06.07.2022 под заголовком «Кавалергард на маневрах».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?