В Мемориальном музее Суворова открылась выставка «Неизвестные/известные»

Выставка под загадочным названием «Неизвестные/известные» открылась в Мемориальном музее Суворова. Казалось бы, что тут особенного: несколько десятков живописных изображений государственных деятелей, офицеров, генералов, представителей дома Романовых… Необычность в том, что практически каждый портрет до недавнего времени таил в себе загадку: оставалось неизвестным, кто изображен, либо атрибуция была неверной.

В Мемориальном музее Суворова открылась выставка «Неизвестные/известные» | Неизвестный унтер-офицер Кавалергардского полка изображен в летней форме, которая существовала в русской армии до Русско-японской войны 1904 – 1905 годов. Затем ее стали заменять на гимнастерки защитного (зеленого) цвета.Репродукция. ФОТО автора

Неизвестный унтер-офицер Кавалергардского полка изображен в летней форме, которая существовала в русской армии до Русско-японской войны 1904 – 1905 годов. Затем ее стали заменять на гимнастерки защитного (зеленого) цвета.Репродукция. ФОТО автора

Все картины из фондов нашего музея. Коллекция насчитывает около пятисот живописных работ, из них около трехсот ­портретов. Изображения нескольких десятков персон остаются неизвестными. Чтобы выяснить «кто есть кто», искусствоведы и историки порой проводят настоящее расследование, обращая внимание на самые разные детали, начиная от медалей и заканчивая пуговицами, — поясняет замдиректора музея Александр Лукирский.

К примеру, военачальника на портрете, датированном началом XIX века, прежде принимали за генерал-аншефа ­Александра Бибикова. Однако кропотливое изучение изображений привело исследователей к выводу, что на самом деле на холсте — генерал-аншеф Петр Панин, участник Семилетней и Русско-турецкой войн, усмиритель восстания Емельяна Пугачева.

Долгое время неправильно был атрибутирован ­портрет старшего сына императора Александра II Николая, который скончался в 1865 году в Ницце от туберкулезного менингита. Считалось, что на холсте изображен некий великий князь, генерал-адъютант свиты императора.

Николая Александровича мы видим в форме лейб-гвардии Павловского полка, и можно заметить, что лента ордена Андрея Первозванного записана, — обращает внимание Лукирский. — Такое впечатление, что наследника сначала запечатлели в парадном мундире, а затем по какой‑то причине «переодели» в повседневный. Почему — остается только гадать.

Кстати, нареченная ­невеста Николая ­Александровича, датская принцесса Дагмар, впоследствии стала супругой его брата — ­императора ­Александра III. Некоторые историки полагают, что если бы не внезапная смерть Николая Александровича, именно он возглавил бы Российскую империю после ухода своего отца и продолжил бы его реформы, а не стремился, как Александр III, «законопатить» бурлящий котел общественной жизни.

Иногда герои, запечатленные на холстах, остаются неизвестными, но удается расшифровать сопровождающие их детали. К примеру, на картине Германа Штейнберга, написанной во второй половине XIX века, изображен отставной солдат. В руках он держит книгу, на левой стороне его мундира три награды, в том числе медаль за Русско-турецкую войну.

Мы не знаем его имя и вряд ли когда‑то узнаем. Зато нам удалось точно выяснить, что у него в руках биография Суворова, изданная историком Николаем Полевым в 1843 году, — говорит Лукирский. — Это позволило не только уточнить датировку портрета, но и лишний раз удостовериться, какой популярностью пользовался труд Полевого…

Как нам пока не суждено узнать имя солдата, так остается неизвестным и статный военный в чине генерал-лейтенанта — его изображение выполнено в 1909 году. На шее — крест ордена Св. Владимира III степени, руками он опирается на эфес наградной золотой георгиевской шашки образца 1881 года. По словам Лукирского, военачальников того времени, имевших одновременно две эти награды, не так и много, так что рано или поздно он «проявится».

А вот установить личность бравого унтер-офицера лейб-гвардии Кавалергардского полка, запечатленного в начале ХХ века художником В. Ратько (известен только один его инициал), наверное, более реально. Скорее всего, портрет был сделан в летних гвардейских лагерях в Красном Селе либо перед выездом на маневры. Не исключено, что офицер заказал художнику свой портрет в память о службе: кавалергарды были людьми состоятельными, могли себе позволить…

Можно предположить, что  ­изображение унтера, столь любившего позировать, есть на фотокарточках в семейных архивах. Так что, владельцы старинных фотоальбомов, доставшихся вам в наследство от прабабушек и прадедушек, вглядитесь внимательно в лицо кавалергарда: а вдруг оно вам знакомо?


#выставка #музей #портрет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (7204) от 06.07.2022 под заголовком «Кавалергард на маневрах».


Комментарии