В МДТ прошла премьера спектакля «Будь здоров школяр»

В МДТ — Театре Европы состоялась премьера спектакля «Будь здоров школяр».

В МДТ прошла премьера спектакля «Будь здоров школяр» | ФОТО Виктора Васильева предоставлено пресс-службой театра

ФОТО Виктора Васильева предоставлено пресс-службой театра

Пусть не введет вас в заблуждение знакомое название. Повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр» ставили в ленинградском ТЮЗе  в 1980 году к Дню Победы. Но с той поры столько воды утекло и столько всего произошло, что странно было бы требовать повторения «один к одному». К тому же взялись переводить прозу на язык театра люди нового поколения. Автор спектакля Яна Тумина (она же режиссер и сценограф) выбрала для постановки жанр саунд-драмы (спектакль, где звук — одно из главных выразительных средств. — Прим. ред.) и собрала в основном молодежный актерский состав. Разумеется, они взглянули на историю по‑своему и не могли не соотнести ее с днем сегодняшним.

Однако имя и тексты Окуджавы так много говорят уму и сердцу зрителей, что вслед за двадцатилетними, открывающими этот пласт культуры заново, и более взрослое поколение погружается не только в сюжет, замешанный на биографии автора. Море ассоциаций рождает почти каждая сцена и, конечно, персонажи. Просвещенные граждане назовут такой подход постмодернистским, что, впрочем, не помешает обычной публике ловить знакомые мотивы, обрывки фраз, мизансцены — ощущая уколы памяти, какие испытываешь, встречая знакомое в незнакомом.

Подозреваю, что зачастую авторы спектакля даже не догадываются о невольных цитатах. Скажем, никто из них в силу возраста не мог видеть спектакль Ефима Падве «Вечно живые». А у завсегдатаев МДТ память отзывается даже на дверь, что резко распахивается в глубине, наверху сценической конструкции, отправляя персонажей в небытие.

Или читаем указание в программке: «Спектакль сочинили и играют», — и всплывает уже не столь далекий образ «Гаудеамуса», спектакля, собранного из актерских этюдов: там время было мирное, но действие тоже происходило в армейской среде.

Воспоминания уводят опытных зрителей еще дальше — к товстоноговской «Зримой песне» с незабываемым «До свидания, мальчики!».

У молодых артистов другие ритмы жизни, другое дыхание, неожиданные акценты — так что порой не сразу узнаешь знакомый текст или сюжет. В манере рэпа настырно повторяемое «крест деревянный иль чугунный» не вдруг перерастает в марш (бывший раньше «песенкой») кавалергардов. Воздушная, игриво галопирующая мелодия ­Исаака Шварца отступает под натиском чеканных строк. Композитор Анатолий Гонье — полноправный соавтор спектакля — сурово обходится с предшественниками. Он ведет с ними спор, не соглашается с романтической трактовкой, зачастую приписываемой текстам Окуджавы. Его музыка жестче и определеннее, она не затуманивает смысл иронией, высказывается резко и прямо. Поколению рэпа, брейк-данса и паркура «фиги в кармане» не нужны.

Столь же отчетлив и метафоричен видеоарт, особенно в эпизоде с оловянными солдатиками. Гора поверженных фигурок на экране — образ, выстраданный поэтом и артистами, — настоящий «апофеоз войны».

Старшее поколение вовсе не  ­конфликтует с молодыми. От имени автора, «арбатского муравья», поэта военного поколения, рассказ ведет Михаил Самочко. Не претендуя на портретное сходство с Булатом Окуджавой, актер вспоминает о его фронтовой, окопной юности, как вспоминал бы о своей театральной (наверное, и о роли в «Вечно живых»-1975): «Господа юнкера, кем вы были вчера?..». Если и жалеет, то  ­исключительно о несбывшемся — несказанных словах, несорванных поцелуях, невоплощенных снах.

Второго героя — старого солдата, прошедшего все войны и убитого где‑то под Моздоком (опять вспыхивает ассоциация — со стихами Михаила Светлова), — Сергей Власов делает похожим на Павла Верещагина, знаменитого таможенника из «Белого солнца пустыни». Неспешный, мудрый, основательный, он знает, что солдатская работа — держаться плечом к плечу, врастая в землю тут. И не клясться на крови. За что и получает свои «девять граммов в сердце».

Женские партии в спектакле расписаны тоже по Окуджаве, в ­диапазоне от «Жени, Женечки и «катюши» до «Белорусского вокзала». От легконогих довоенных юных дев до умеющих любить, верить и прощать боевых подруг.

Солдат на войне грезит о том, чтобы выспаться, поесть и сменить дырявые «штатские» башмаки на валенки или сапоги. Этой мечте в спектакле с его условным языком посвящается танец четырех «сильфид» (на снимке). Девочки несут возлюбленным новенькие крепкие сапоги. Беда в том, что достанутся они тем, кому тут же суждено пасть в бою…

«Будь здоров школяр»-2022 вызывающе современен. При этом спектакль умудряется наводить ­мосты между прошлым и настоящим как в нашей истории, так и в культуре. Яна Тумина и ее команда нашли в Булате Окуджаве классика и друга, охотно отвечая на его «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Строкам, замусоленным повторением, готовым превратиться в пустые фразы, спектакль возвращает подлинный смысл. И в финале их «надежды маленький оркестр», яростно сверкая медью, разрастается и звучит мощно и трагично.


#театр #спектакль #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7155) от 21.04.2022 под заголовком «Под управлением любви».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?