В Мариинском театре впервые после карантинной паузы исполнили «Аиду» Верди
В Мариинском театре на фестивале «Звезды белых ночей» впервые после карантинной паузы исполнили «Аиду» Верди как полноценный спектакль. За пультом был Кристиан Кнапп. Партии соперниц исполнили сопрано Татьяна Сержан и меццо-сопрано Екатерина Семенчук.
(с) Мариинский театр. Фотограф Наташа РАЗИНА. 2020 г.
Этот спектакль-старожил впервые примерил на себя просторное пространство Новой сцены Мариинского театра. Историческая площадка, хоть и открылась 1 августа, может принять вдвое меньше зрителей, согласно регламенту хладнокровного Роспотребнадзора. В то время как в Мариинский-2 могут прийти не меньше тысячи посетителей. А спрос сегодня на оперу и балет в стране высок, поскольку до осени они не пойдут ни в одном другом театре.
Возвращение «Аиды» ставило перед театром решение проблемы хоровых сцен, на которые Роспотребнадзор установил запрет. Однако сцены с участием хора все же были, поскольку без них эта египетская опера-фреска полностью утрачивает смысл. Маэстро Гергиев занял на свой страх и риск сторону Верди, который очень любил хоровые сцены, считая их необходимыми и для исторической достоверности, и чтобы так или иначе вызвать реакцию современников, и как противопоставление общественного, коллективного частному, индивидуальному.
Михаил Булгаков, а вслед за ним и его герой – профессор Преображенский в «Собачьем сердце» не зря любили ходить по вечерам на «Аиду», напевая мелодии арий главных героинь этой оперы. Опера в этой повести фигурирует как атрибут цивилизации в противовес одичанию. Не случайно начал с «Аиды» и Валерий Гергиев, прекрасно понимая, как много сил ему и слушателям может дать оперный шедевр, где затронуты все важные аспекты человеческого бытия. В распоряжении младшего коллеги Гергиева Кристиана Кнаппа был несколько сокращенный состав оркестра, и времени на выстраивание изящного баланса ему явно не хватило, с координацией солистов и оркестра было слишком много проблем. Если в оркестре возникало форте, то забивало все живое на сцене.
Спектакль решен в ультратрадиционном ключе, с максимумом статуарных поз в духе пыльного историзма, и именно оркестр должен обеспечивать действу естественную пульсацию ритма жизни. Но оркестровые фасады в этот раз буквально трещали по швам, дирижер местами «спал» в партитуре. Опера держалась на солистах, которые полностью оправдывали название фестиваля – «Звезды белых ночей».
Все четыре главные партии занимали «солисты первого положения», послушать которых приезжают со всего мира. Радамеса пел Олег Видеман, показав богатырскую теноровую ширь, готовый петь только громко, местами переходя на крик, он был мало способен к нюансам. Баритон Алексей Марков поразил в партии отца Аиды Амонасро спортивной фигурой и филигранным изяществом фразировок.
Аида в исполнении Татьяны Сержан получила долгие заслуженные овации. Эта певица умеет создать ощущение другой реальности – реальности мира эмоций и чувств, очистительных страстей. Заглавная героиня в ее лице обретает натуру сильную и хрупкую одновременно, бесконечно женственную и в то же время наделенную необъятной природной властью. Ее голос завладевает слушателем с первой до последней ноты.
Екатерина Семенчук, исполнявшая партию Амнерис в разных театрах мира, стремилась показать неоднозначность чувств соперницы. Большую половину оперы она держалась как небожительница, неприкасаемая, недвижимая. В сцене конфликтного дуэта двух героинь, в котором Амнерис стремится правдами и неправдами выяснить у Аиды, любит ли она Радамеса, Екатерина красноречивым сочувствующим жестом показала, что способна понять трагизм положения. В картине же судилища меццо-сопрано словно очнулась, начала новую оперу, поняв, как рушится когда-то безоблачный мир ее героини. Она так разыгралась и вошла в роль, что на волне эмоций даже забыла начало фразы, но быстро опомнилась и догнала оркестр, несшийся навстречу кульминации. Мастерица нюансов от шепчущих пианиссимо до клокочущего фортиссимо, она не только пела, но драматически играла, не жалея чувств, рыдая в паузах, узнав о жестоком приговоре Радамесу. Опера в ее устах давала слушателям понять, что жить без нее решительно невозможно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (6732) от 03.08.2020 под заголовком «Страсти египетские».
Комментарии