В Мариинском театре прошла мировая премьера Четвертой симфонии Гавриила Попова
В Концертном зале Мариинского театра состоялась мировая премьера Четвертой симфонии Гавриила Попова «Слава Отчизне», созданной в 1949 году. Симфонию, написанную для четырех солистов и смешанного хора a capella, исполнил московский вокальный ансамбль Arielle (дирижер Эльмира Дадашева) вместе с солистами Мариинского театра.
ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0
Гавриил Попов (1904 – 1972) — один из ярких представителей авангарда XX века, сегодня незаслуженно забытый и неисполняемый композитор. А ведь в 1920‑х годах его имя часто звучало рядом с именем Дмитрия Шостаковича. Почти ровесники (Попов на два года старше), они одновременно в 1926 году окончили Петроградскую консерваторию, представив свои дипломные работы (Шостакович — Первую симфонию, Попов — Септет (Камерную симфонию), моментально выдвинувшись в первые ряды композиторов своего поколения.
«Судеб скрещенье» Шостаковича и Попова продолжилось и далее, в полной мере отражая трагические повороты отечественной истории: Первая симфония Попова была запрещена после премьеры в 1927‑м, а через год появилась печально знаменитая статья в «Правде» «Сумбур вместо музыки» уже об опере Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Гавриил Попов, мечтавший о новых симфониях, уходит в это время в музыку для кино: это и «Чапаев», и «Великий перелом», и «Танкер «Дербент», и сотрудничество с Сергеем Эйзенштейном, и документальные ленты. Материалом Второй симфонии композитора «Родина» как раз и стала его киномузыка к фильму Эрмлера «Она защищает Родину» (1943). Симфония была исполнена в 1944‑м в Москве под управлением Натана Рахлина.
Казалось бы, тучи над композитором разошлись, симфонию с успехом играли в 1947 году в Москве и Ленинграде. Но вместо поощрений талантливый композитор подвергся в 1948 году жестокой критике как «антинародный формалист» вместе с Прокофьевым, Шостаковичем, Хачатуряном, Шебалиным в постановлении ЦК ВКП(б). К счастью, Попов не изменил себе, и вслед за Третьей в 1949 году появляется необычная Четвертая симфония. Если Третья была написана только для струнных, то Четвертая — для солистов и смешанного хора. Попов раздвигает в ней границы жанра и само понятие симфонизма, это единственное, уникальное в своем роде сочинение, при этом грандиозное: симфония длится более часа.
За новаторство пришлось заплатить высокую цену: несмотря на патриотические и коммунистические тексты Ильи Сельвинского (в тексте можно услышать и «слава нашей партии», и «мы коммунизм у нас построим»), симфонию при жизни композитора так и не исполнили. Ее время настало лишь сейчас.
Ноты забытого произведения в архиве нашел композитор, профессор Московской консерватории Юрий Абдоков. Неизданная рукопись поразила его смелостью и новаторством, «эффектом поэтической первозданности», по его собственным словам. Он и предложил это сочинение Эльмире Дадашевой и ее хоровому ансамблю Arielle — коллективу молодому, увлеченному и открытому новым идеям. Они подготовили эту сложнейшую партитуру и даже осуществили ее запись, а когда встал вопрос о мировой премьере симфонии, обратились к Валерию Гергиеву. И тот не отказал — симфония прозвучала в Концертном зале Мариинского театра.
Концерт расширили за счет двух сатирических произведений «в тему»: прологом для масштабной симфонии послужили «Раек» Мусоргского (солист — Ярослав Петряник) и «Антиформалистический раек» Шостаковича (солисты — Юрий Власов, Яков Стрижак, Мирослав Молчанов и Денис Беганский, партия фортепиано — Александр Рубинов).
Оба произведения сатирически направлены против тех, кто «запрещает» гения, а само название «раек» отсылает к народному ярмарочному представлению. «Антиформалистический раек» впервые был исполнен лишь в 1989 году, уже после смерти Шостаковича. В нынешнем концерте он прозвучал очень ярко: запоминающиеся образы создали Юрий Власов (Ведущий), Яков Стрижак (Единицын), Мирослав Молчанов (Двойкин) и Денис Беганский (Тройкин). В исполнении принял участие и хор Мариинского театра.
Бесценный сатирический дар Шостаковича помогал ему преодолевать грозные окрики цензуры, сохранять духовную свободу. Гавриилу Попову в этом смысле не потерять себя, не сломаться под давлением было значительно сложнее, но и он устоял, чему доказательством его Четвертая симфония.
Как классическая симфония, она состоит из четырех частей, обозначенных строчками Ильи Сельвинского: «Советской державе — слава», «Весна», «Скорбь и гнев народа», «Славься, народ-богатырь». Почему Попов обратился к таким кондово-советским текстам? Возможно, думал, что они «вытащат» симфонию, помогут ее продвижению на эстраду, хотя, по воспоминаниям современников, композитор «был патриотом не по разнарядке». Но тексты отходят на второй план перед красотой самого звучания. При этом авангардизм Попова проявляется не в мелодике, а в инструментальном использовании человеческих голосов, которые заменяют собой группы струнных и духовых, и сам хор предстает единым музыкальным инструментом со своими красками и фактурой.
Требования к хору и солистам экстремальны: первая и последняя части симфонии длятся более 20 минут, вся симфония — более часа, и технически она необычайно сложна: и по высоким тесситурам, и по переходам, и по сочетанию солистов и хора. Экстремальность диапазона потребовала участия петербургских басов-профундо — Владимира Миллера и Михаила Круглова, украсивших своими уникальными тембрами звуковую палитру. Но и весь вокальный ансамбль Arielle был на высоте, в том числе и благодаря своему создателю и руководителю — Эльмире Дадашевой.
Одной из причин того, что исполнения симфонии пришлось ждать так долго, является как раз сложность как хоровой, так и сольных партий, а ведь состав солистов, не побоявшихся взяться за этот материал, был по‑настоящему звездным. Лишь меццо-сопрано Дарья Рябоконь пока только начинает свой путь в театре, а Анна Денисова, тенор Дмитрий Воропаев и бас Илья Банник уже давно поют ведущие партии.
Вторая часть симфонии «Весна» — единственный фрагмент, прозвучавший еще при жизни композитора, построен на задушевной «беседе» двух голосов, тенора и сопрано, двух персонажей — Алеши и Татьяны. Вообще в произведении Попова много душевных, теплых страниц, несмотря на просоветский текст, многое построено на церковных и народных ладах. Но ведь и вся хоровая традиция лежит в основе нашей культуры, недаром ей отдали дань и Свиридов, и Гаврилин, и Щедрин. Имя и творчество Гавриила Попова тоже должно вернуться в концертную жизнь, нас ждет еще много открытий.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7359) от 17.02.2023 под заголовком «Возвращение забытого шедевра».
Комментарии