В Мариинском театре прошел выпуск Академии русского балета имени Вагановой
Состоялся 280‑й выпуск Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В этом году он посвящен 95‑летию народного артиста СССР Юрия Григоровича, в 1946‑м он был выпускником «балетного гнезда» на улице Зодчего Росси, именуемого тогда Ленинградским хореографическим училищем.
© Мариинский театр. Фотограф Наташа Разина. 2022 г.
По давней традиции, юные танцовщики демонстрировали свои таланты на сцене Мариинского театра, а их концерты стали неотъемлемой частью фестиваля «Звезды белых ночей». В течение трех дней зрительный зал был переполнен. В этом году в мир балета отправляли своих учениц Марина Васильева и Татьяна Соломянко, наставники с большим педагогическим опытом; мастерство будущих Зигфридов оттачивали Мансур Еникеев и Николай Цискаридзе. Структура выпускных вечеров состояла из четырех блоков, дающих возможность представить зрителям различные жанры и школы мировой хореографии.
Открывалась программа «Танцем часов» из оперы Амилькаре Понкьелли «Джоконда» — одной из жемчужин в хореографии Мариуса Петипа. Из большой сюиты Николай Цискаридзе выбрал «Танец Дня и Ночи». Гармонией, ясным мироощущением наполнил Лука Добош «Танец Часов Дня», сохранив аромат и наивность далекой эпохи; гением тьмы предстала Мария Кошкарева в «Часах ночи», наполнив образ горделивой статью и властностью.
В 1966 году прославленный советский хореограф Леонид Лавровский (тоже выпускник Ленинградского хореографического училища) сочинил «Классическую симфонию» на музыку Сергея Прокофьева для выпускников Московского хореографического училища. Среди юных исполнителей был и нынешний ректор Академии Вагановой Николай Цискаридзе. Балет изобилует трудными комбинациями движений, изысканными вариациями. Трехчастная структура позволяет показать в многочисленных вариациях и дуэтном танце три пары танцовщиков, которые, казалось, вступали в состязание, демонстрируя техническое мастерство, музыкальность и элегантность фразировки. Блестяще исполнили свои партии Ярославна Куприна и Глеб Асадченко, Мария Кошкарева и Георгий Хребтов, Мария Шевела и Лука Добош.
Творчество классика датской хореографии Августа Бурнонвиля было представлено фрагментом из балета «Праздник цветов в Дженцано». Бурнонвиль создал неповторимую систему подготовки танцовщиков, все в ней отличалось своеобразием: трудные антраша, мелкая техника ног, необычное положение рук. Выпускникам академии пришлось осваивать новую манеру и технику танца, во многом отличную от привычных для них канонов. С трудной задачей они справились отлично. Легкость и воздушность танца Полины Зайцевой в партии Девушки сочетались с выразительной актерской игрой. Юноша Мирослава Арбатова передал всю пылкость влюбленного кавалера.
Третий акт из балета «Раймонда» Мариуса Петипа предстал в редакции Юрия Григоровича. В этом зрелище поразительной красоты воплотились все черты петербургской школы — разнообразие форм, изысканность каждой вариации, красота линий кордебалета. В центре действа — Раймонда в талантливом исполнении Софьи Валиуллиной (на снимке). Юная танцовщица царила на сцене, утверждая красоту в каждой академической позе и благородство манеры в исполнении сложных хореографических пассажей.
Украшением спектакля стала вариация четырех кавалеров, которую с безупречным ощущением стиля исполнили стажеры и студенты академии — Тайга Кодама-Помфрет (Великобритания), Лука Добош (Румыния), Николай Диденко и Муса Султанов.
Характерный танец занял достойное место в этом акте. Тщательно отрепетированные, эти танцы выглядели неотъемлемой частью русской балетной школы. В мазурке блеснули Мария Ветчанинова и Евгений Переверзин, энергией и задором наполнили венгерский танец Анастасия Зинченко и Георгий Клопцов.
Зал долго аплодировал участникам концерта и их педагогам. Выступления студентов академии продолжились в Москве на сцене Кремлевского Дворца съездов. Впереди — церемония вручения дипломов, которая, по традиции, состоится в Тронном зале Екатерининского дворца в Пушкине. Многие выпускники уже получили приглашение в разные труппы — Мариинский театр, Театр балета имени Леонида Якобсона, Большой театр Республики Беларусь, Нижегородский театр оперы и балета.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (7194) от 22.06.2022 под заголовком «Улетели из «балетного гнезда»».
Комментарии