В Мариинском театре будет трижды представлен балет «Шурале» Фарида Яруллина

22 и 23 марта на Исторической сцене Мариинского театра будет представлен балет «Шурале» (12+). Показы приурочены к двум юбилейным датам: весной этого года отмечается 80‑летие премьеры балета и 75‑летие постановки в Мариинском театре.

В Мариинском театре будет трижды представлен балет «Шурале» Фарида Яруллина | ФОТО Hudson Hintze on Unsplash

ФОТО Hudson Hintze on Unsplash

С середины 1930‑х в СССР стали уделять большое внимание искусству народов республик, в столице регулярно проводились крупные фестивали. Одна из таких декад в Москве была посвящена культуре Татарской республики, особо планировалось отметить музыку и танец. К этому событию готовили премьеру первого национального балета «Шурале», сюжет которого основан на татарских сказках и легендах.

Музыку сочинил выпускник Татарской оперной студии и студент Московской консерватории, композитор Фарид Яруллин: партитуру произведения по мотивам любимых с детства сказок он наполнил мелодиями народных песен и наигрышей. Ставить хореографию должен был ленинградец Леонид Якобсон. Однако премьере было не суждено состояться вовремя: началась война.

Премьера «Шурале» прошла лишь в марте 1945 года на сцене Татарского государственного оперного театра в Казани. Композитор не увидел сценического воплощения своего творения — в 1943‑м Фарид Яруллин погиб на фронте. Хореографами-постановщиками первого спектакля выступили главный балетмейстер казанского театра Гай Тагиров и москвич Леонид Жуков. А Леонид Якобсон возобновил работу над сочинением в Ленинграде, в родном Кировском (Мариинском) театре. Премьера постановки состоялась в мае 1950 года, правда, под другим названием. Согласно принятому в Советском Союзе выдвижению на первый план положительного героя, балет стал называться «Али-Батыр». Исходное название спектаклю было возвращено спустя несколько лет.

Новаторство Якобсона выходило за рамки того, что многие из классически подготовленных танцовщиков считали балетом. Однако постепенно артистов захватила новая пластика, премьеру танцевали и играли с удовольствием. В новом балете был занят весь цвет коллектива: Наталья Дудинская, Алла Шелест, Инна Зубковская, Ольга Моисеева, Аскольд Макаров, Константин Сергеев, Борис Брегвадзе, Игорь Бельский, Роберт Гербек, Юрий Григорович.

Хореограф Якобсон, дирижер Фельдт и три состава солис­тов за работу над спектаклем в 1951 году были награждены Сталинской премией. Постановка имела настолько большой успех, что через пять лет Якобсон поставил «Шурале» для балетной труппы Большого театра. Но главное — с первого показа темпераментный и красочный спектакль искренне полюбили зрители. Не утихает к нему интерес и сегодня: в 2009 году в Мариинском театре прошла премьера капитально во­зобновленного «Шурале» (1950). Этот спектакль с разнообразными танцами и увлекательным сюжетом часто называют татарским «Лебединым озером».

Читайте также:

Этюдные люди. В Институте сценических искусств завершаются съёмки видеокниги

В Мариинском-2 состоялась премьера оперы Верди в постановке Джанкарло дель Монако


#Мариинский театр #балет #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (7872) от 21.03.2025 под заголовком «Татарское «Лебединое озеро»».


Комментарии