В «Манеже» открылась выставка «Пушкинская, 10». Ковчег ХХI века», рассказывающая о неформальном искусстве
В прошлом году ЦВЗ «Манеж» получил от «Товарищества «Свободная культура» («Пушкинская, 10») коллекцию, которая формировалась более полувека. Одним из условий вручения дара была выставка.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Центральный выставочный зал обязательство выполнил. В его пространстве развернута экспозиция «Пушкинская, 10». Ковчег ХХI века» (6+). Из пяти тысяч произведений в ее состав вошло четыреста: живопись, графика, скульптура, арт-объекты, фотография, звуковые инсталляции. Среди более 200 авторов такие известные художники, как Владимир Духовлинов, Рихард Васми, Юрий Нашивочников, Геннадий Устюгов, Анатолий Басин, Николай Сажин, Сергей Ковальский, Тимур Новиков, Евгений Орлов и многие другие.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Выставка презентует коллекцию, но основная ее задача — рассказать об истоках и истории важного явления в художественной жизни нашего города.
— «Пушкинская, 10» вобрала в себя все движения неформального искусства. Аналогов этому нет нигде в России, — рассказывает куратор выставки директор Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ – ХХI веков Марина Джигарханян. — Это был не просто сквот, а содружество. Потому что основатели арт-пространства видели цель «не тусоваться» каждый сам по себе, а объединить художников. Они проводили подвижническую деятельность, объехали страну, пытались вовлечь в арт-пространство разных художников. Это было единение всех видов искусства. Идея «Пушкинской, 10» настолько распространилась, что туда стали приезжать художники из Грузии, Белоруссии, Армении…
Идеология независимого творческого арт-сообщества, даже его внешние атрибуты отразились в названии выставки, ее оформлении и архитектуре. За основу взят образ «Ковчег XXI века», который придумали художники Юлий Рыбаков и Сергей Ковальский на заре создания «Пушкинской» как символ объединения свободных художников в бурное время перемен.
Для архитектора Сергея Падалко название выставки стало темой, которую надо отобразить визуально. «Манеж» — ковчег, плывущий в XXI веке. Внутри у него разные по размерам контейнеры, в которые упакованы произведения художественных группировок: Арефьевский круг, «Газаневщина», ТЭИИ, Круг Стерлигова, «Митьки» и другие…
В центре аванзала макет в натуральную величину скульптуры Пушкина, установленной на улице, носящей имя поэта. Это уже отсылка к легенде о создании сквота. По легенде, его отцы-основатели Ковальский, Рыбаков и Орлов, изрядно выпив, прогуливаясь по Пушкинской улице, присели у памятника. Тут все и решилось. Пушкин взглядом указал им дом.
Цветовое решение пространства выставки строится на контрасте. Фасады «Манежа», площадь за ним и боксы, играющие роль грузовых контейнеров, красного цвета с белыми кругами. Это вариации на тему флага арт-пространства, который в свое время придумал художник Андрей Хлобыстин. Внутри боксов-контейнеров, где зритель остается наедине с работами, другая, спокойная, атмосфера.
Два бокса по праву отданы работам Юрия Рыбакова и Сергея Ковальского. Рядом зал, где представлен Арефьевский круг — истоки рождения неофициального искусства.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Неофициальное искусство зародилось в нашем городе в 1940‑е, — говорит Марина Джигарханян. — Образовалось содружество художников. У большинства из них трагически сложилась судьба. Их исключили из СХШ за формализм. Они оказались за чертой социальной жизни. Кто-пошел в кочегары, кто‑то в дворники, в маляры… В 1948 году объединились в группу «Орден нищенствующих живописцев». В 1968‑м Александр Арефьев назвал ее «Орден непродающихся живописцев». Они встречались в коммунальных квартирах, оттуда идет история квартирных выставок. Эти художники стали основателями движения неформального искусства.
Александр Арефьев умер рано. Рихард Васми, Владимир Шагин появлялись на Пушкинской, 10. Они общались с молодыми художниками, были их учителями.
Отдельный блок у «Митьков», которые вышли из Арефьевского круга. Они всегда были сами по себе, но выставлялись на Пушкинской, переходили из выставки в выставку в разных мастерских. От экспозиций оставались работы, которые вошли в Фонд нонконформистского искусства.
На втором этаже «Манежа» представлены художники Товарищества экспериментальных изобразительных искусств. Здесь же присутствуют работы членов Союза художников.
Продлится экспозиция по 8 сентября. Команда «Манежа» также подготовила для посетителей лекции, экскурсии, творческие встречи, арт-медиации, фотолаборатории для детей и взрослых, разнообразную инклюзивную программу. Кроме того, каждые выходные здесь будут играть рок, джаз, свободные импровизации. Все это станет доступно зрителям по билету на выставку.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (7710) от 23.07.2024 под заголовком «Ковчег под красным флагом».
Комментарии