В Литературном музее Некрасова открылась выставка про Ивана Панаева

— Когда мы задумывали выставку про писателя Ивана Панаева, то решили взять за основу его заметки о повседневной жизни Петербурга. И даже сами не представляли, насколько они могут оказаться созвучными нашему времени, — рассказала ведущий хранитель экспозиции Литературного музея Некрасова на Литейном проспекте Юлия Васильева.

В Литературном музее Некрасова открылась выставка про Ивана Панаева | Фигура хлыща с моноклем (справа) была настолько характерна и узнаваема, что ее изображали многие художники. Этот рисунок, автором которого был Николай Степанов, появился в журнале карикатур «Знакомые», выходившем в Петербурге в 1856 – 1858 годах./Репродук

Фигура хлыща с моноклем (справа) была настолько характерна и узнаваема, что ее изображали многие художники. Этот рисунок, автором которого был Николай Степанов, появился в журнале карикатур «Знакомые», выходившем в Петербурге в 1856 – 1858 годах./Репродук

Как писатель Панаев, конечно, сегодня почти забыт, однако литературоведам и краеведам его очерки о петербургской жизни середины XIX века известны. Хотя он зачастую печатался не под своим именем, а под псевдонимом Новый Поэт, который взял с самого начала своего пути в журналистике.

Первые материалы Панаева появились в газете «Северная пчела», затем он публиковался в «Отечественных записках», позднее, с 1847 года и до конца жизни в феврале 1862 года, — в некрасовском «Современнике». Он скончался скоропостижно — от разрыва сердца. На его похороны пришло огромное число людей: стало понятно, что его читали и любили. За что? Наверное, за правду жизни…

В очерках Панаева очень явственно предстает целый ряд петербургских типов. Один из самых ярких — хлыщи, само это определение было изобретением Панаева. Так он обозначал тех, кто живет неизвестно за счет чего, не имеет денег, но успешно изображает из себя богатого и светского человека. Панаев даже делил хлыщей на категории: великосветские, провинциальные и «высшей школы», то есть находящиеся на короткой ноге с аристократами.

Мы постарались проиллюстрировать произведения Панаева изображениями из прессы того времени, а на афише выставки попросили сотрудника нашего музея, художника Алексея Пыжикова, изобразить классический образ столичного хлыща со «стеклышком» в глазу: тогда была мода на монокли. Это считалось приметой изысканного стиля, а для Панаева служило символом тщеславия и высокомерия, — поясняет куратор выставки.

Недаром писатель в одном из своих очерков как раз и предлагает «вынуть стеклышко» и увидеть мир таким, какой он есть на самом деле.

Еще один характерный типаж, описанный Панаевым, — содержанка, или «дама из петербургского полусвета». По словам Панаева, такие барышни «скорее умрут, чем пойдут трудиться. Одни заканчивают печально, другие находят старичка, занимаются торговлей, сдачей квартир взаймы, выходят замуж за чиновных людей…».

Панаев никого не называл по именам, но многие герои его очерков узнавали себя, и мало кому это могло понравиться. Журналист и писатель Фаддей Булгарин, в газете которого, «Северной пчеле», когда‑то было напечатано первое стихотворение Панаева «Кокетка», уничижительно отзывался о своем былом протеже: мол, тот описывает низы общества, поскольку сам, наверное, вырос в такой среде и хорошо ее знает.

Был ли Панаев обличителем пороков и язв общества? Нет, он не обличал, он констатировал. Как он сам говорил, «я не моралист, а только наблюдатель нравов». Виссарион Белинский, к которому Панаев относился как к своему учителю в литературе, считал, что тот буквально «срисовывает» персонажей, как на фотографии. Панаев показывал, как устроена жизнь петербургского общества, — говорит Васильева. — Хотя в определенном смысле был, конечно, романтиком и оптимистом: в одном из своих очерков он написал, что если и не сразу, то со временем нравы должны улучшиться…

Замечательные характеристики писатель дал отдельным петербургским районам, без этих оценок ныне не обходится ни один краевед. К примеру, Невский проспект он называл «ярмаркой тщеславия». «Блестящая выставка всех наших слабостей, всех наших предрассудков, всех смешных сторон наших… Здесь мы показываем свои экипажи, своих рысаков, своих раскормленных кучеров, своих ездовых лакеев…». Не меньший интерес Панаева вызывали городские окраины. Одно из его произведений посвящено Галерной Гавани.

Готовя выставку, ее кураторы изучили выпуски журнала «Современник» за 1855 – 1862 годы, дабы выявить все публикации Панаева о Петербурге. Информации оказалось так много, что ее хватило и для совместного проекта с музейным медиацентром в усадьбе Державина на набережной реки Фонтанки. Там появилась мультимедийная выставка по очеркам писателя.

Одним словом, если вы хотите почувствовать быт Северной столицы середины XIX века — читайте Ивана Ивановича Панаева! И вы, несомненно, обратите внимание: многие персонажи узнаваемы и сегодня, только декорации сменились…


#музей #выставка #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7312) от 05.12.2022 под заголовком «Хлыщи и содержанки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?