В Кунсткамере открылась выставка «Огни Усть-Полуя: технологии, искусство, ритуал»

В Кунсткамере открылась выставка «Огни Усть-Полуя: технологии, искусство, ритуал», посвященная хорошо известной специалистам и незнакомой широкой публике культуре, которая существовала на рубеже нашей и прежней эры и получила название «усть-полуйская». В Петербурге эти предметы выставляются впервые.

В Кунсткамере открылась выставка «Огни Усть-Полуя: технологии, искусство, ритуал» | Скульптура антропоморфная. Усть-полуйская культура. / ФОТО автора

Скульптура антропоморфная. Усть-полуйская культура. / ФОТО автора

Как рассказала «СПб ведомостям», Наталья Алексашенко, старший научный сотрудник Кунсткамеры, сокуратор выставки, эта культура была открыта в 1932 году и раскопана через три года ленинградским археологом Василием Адриановым при строительстве района «Гидропорт» в Салехарде, недалеко от того места, где река Полуй впадает в Обь. Он привез в Ленинград 17 тысяч предметов с того места, которое археолог рассматривал как «городище». Вскоре Адрианов был репрессирован и погиб. Но на основании составленной им подробной описи другие специалисты изучили эти материалы. Новые исследования начались в 1990‑е годы. На сегодня Салехардская экспедиция собрала еще 12 тысяч предметов, которые хранятся в Ямало-Ненецком музейно-выставочном центре имени Ивана Шемановского.

По итогам новых раскопок было установлено, что это было не городище, люди там не жили. Они приходили совершать обряды и обрабатывать кость, кожу, выплавлять металл. Там обнаружено несколько погребений и много костей животных, особенно оленей. Иными словами, это было необычное место: «святилище — производственный центр». Место встречи племен, предков современных хантов и ненцев, обмена технологиями, зарождения оленеводства. Выносливые животные стали транспортом, связавшим племена со всем миром, при раскопках усть-полуйской культуры найдены украшения из Китая и даже Египта.

Из 30 тысяч предметов были выбраны около 500. «Покажите самое­-самое», — прошу Никиту Перцева, сокуратора выставки, археолога из Центра Шемановского. Он подводит к витрине, где помещена фигурка сидящего человека. «Для петербургской Кунсткамеры сняли с постоянной экспозиции, — поясняет Перцев, — это единственная фигурка, вырезанная из кости. Остальные подобные изделия — бронзовые. Возможно, эта связана с зарождением культа предка-воина».

Археолог показал также украшения с изображением головы медведя, положенной на передние лапы, и зверя, стоящего на задних лапах. Эти предметы относятся ко времени появления культа медведя, который сохраняется до наших дней в практиках проведения медвежьих игрищ.

Алексашенко объясняет, что «пясики», «вертлюги» и другие изящные предметы, вырезанные из кости, служили элементами сложной оленьей упряжи. А многочисленные изделия из бересты с декором, явно имеющие сакральное значение, сохранились благодаря вечной мерзлоте. Но для выставочного показа потребовались усилия реставраторов.

Выставку заканчивают или начинают (смотря какой маршрут выбрать) пара охотничьих лыж и весло для лодки. Прошло две тысячи лет, но форма и содержание не изменились.


#кунсткамера #музей #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (7315) от 09.12.2022 под заголовком «На веслах по реке времени».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?