В Кунсткамере открылась экспозиция к 350‑летию Петра I
В Музее антропологии и этнографии открылась новая постоянная экспозиция. Событие приурочено к 350‑летию со дня рождения Петра I. Последние полгода календарь на сайте музея вел отсчет времени до запуска проекта «Петровская Кунсткамера, или Башня знаний».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Экспозиция размещена на двух нижних этажах башни, которая венчает здание XVIII века — первого универсального публичного музея России, задуманного Петром как дворец науки.
— Башня была главным элементом петровской Кунсткамеры, ее основанием, центром и ядром, — говорит директор музея Андрей Головнев. — По замыслу Петра, здесь должны быть все знания человека о мире — от астрономии до анатомии.
Астрономию символизирует знаменитый Готторпский глобус на пятом этаже башни. Новая экспозиция должна возродить в здании дух петровской Кунсткамеры.
Атмосфера того времени вернулась в парадный Круглый зал вместе с предметами из ранних коллекций. В центре воссоздан облик Анатомического театра. Можно присесть на деревянную скамью и на большом экране посмотреть видеоряд, представляющий универсальные знания петровского времени. При желании стоит заглянуть в «кабинет» доктора Фредерика Рюйша с экспонатами из его коллекции анатомических диковин. Их точно созерцал царь — основатель музея.
В светлом, с высокими сводами Круглом зале в витринах и старинных шкафах — предметы, имеющие отношение к Петру, от медицинских инструментов до механических игрушек. Он ими пользовался, держал в руках. Представлена деревянная чаша, им выточенная. За стеклом — устрашающего вида стоматологические инструменты, тут же шкафчик с зубами, которые Петр собственноручно удалил у своих подданных.
В «кабинете» императора на почетном месте медное ядро. Оно связано с Персидским походом 1722 – 1723 годов и с точки зрения Петра достойно храниться в музее. Рядом гипсовая посмертная маска императора, сделанная на третьи сутки после его смерти Бартоломео Растрелли в присутствии Екатерины I, Александра Меншикова и нескольких приближенных. Еще один раритет — посмертная гипсовая маска Карла XII. Их сохранилось всего две: одна — в Швеции, другая — в Кунсткамере.
Поражает воображение витрина, в которой выставлены портрет, скелет и сердце. Все это принадлежало одному очень высокому человеку. Путешествуя по Европе, Петр I встретил и нанял на службу француза по имени Николя Буржуа, рост которого превышал 226 сантиметров. После смерти великана его скелет поступил в Кунсткамеру.
В Круглом зале перед посетителями предстали экспонаты из ранних коллекций музея и в лицах — деятели зарождавшейся в XVIII веке российской науки, начиная с Петра. Галерею второго этажа башни наполнили предметы, собранные во время первых академических экспедиций и первых российских кругосветных путешествий.
Дизайнер проекта Денис Куканов рассказал, как создавался облик экспозиции. Два года ушло на разработку концепции, создание проекта. Задачей было сохранить баланс традиций и новизны. Искали долго, использовали 3D-модель башни.
Круглый зал и раньше не пустовал, но в галерее второго этажа не было ничего.
— Надо было сделать экспозицию в коридоре меньше двух метров шириной и больше трех с половиной высотой. Это и стало основой для образного решения экспозиции, — рассказывает Куканов. — Кольцо коридора пополам делит дверь. Справа от входа — сухопутные экспедиции в Китай, Монголию, на Камчатку… Вторая половина — кругосветные путешествия Крузенштерна, Беллинсгаузена, других мореплавателей. Суша и море в одном узком пространстве. Суша обозначена элементами архитектуры стран, куда направлялись экспедиции. На морской половине мы попытались передать атмосферу корабля. Деревянные балки на потолке — намек на корабельные поперечные распорки, на которых лежит палуба. В то же время декоративные элементы скрывают встроенную систему управления экспозицией. Свет, звук, изображение управляются с единого центра, включаются автоматически. Нам надо было показать атмосферу экспедиций через ограниченное число предметов. В каждой нише своя история. На экранах показаны карты, маршруты экспедиций, другая информация.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7188) от 14.06.2022 под заголовком «Башня знаний в Кунсткамере».
Комментарии