В культурном центре Beriozka работает выставка «(Не) парадный»
Она целиком посвященная петербургскому пейзажу, созданному 40 авторами разного времени в традиционных техниках от живописи до фотографии.
Александр Задорин. «Реставрация Ростральных колонн». Конец 1970‑х годов./Репродукция. ФОТО автора
Выставки пейзажей стали городской модой: персональные, групповые, тематические, «датские» (к круглой дате) следуют непрерывным потоком. Нынешняя — в помещении, перестроенном из бывшего советского валютного магазина «Березка», интересна тем, что объединила новые работы молодых художников и произведения середины ХХ века, а также работы фотографов от 1970‑х годов до наших дней.
Вне зависимости от желания организаторов получился своеобразный «батл», которые сейчас тоже в моде. Разумеется, в искусстве нет призовых мест и рекордов, но показ в одном пространстве очень разных произведений позволяет говорить о том, как за последние десятилетия меняется интерес к городу у художников и фотографов.
Исторический раздел невелик, собирался оперативно и не претендует на полноту показа ленинградского пейзажа. Но в нем есть главное — художники недавнего прошлого передают светлое настроение от увиденного ими города, который, как заметил поэт, находится «в просторе меж небом и Невой». Будь то пейзаж Антонины Любимовой «Летний дворец утром» (1947), или Александра Задорина «Реставрация Ростральных колонн» (конец 1970‑х годов), или Ларисы Голубевой «Метро» (2017). Кстати, картина Любимовой, малоизвестного автора, когда‑то находилась в коллекции известной художницы Анны Остроумовой-Лебедевой, а сама Любимова дружила с Ахматовой и оставила воспоминания о ней.
Фотографическая часть проекта, названная «Архитектурный (не) парадный», строга и выверена. Величавость Зимнего дворца и Стрелки Васильевского острова передает снимок Владимира Никитина; хаотичность капиталистической застройки, что старой, что современной, можно увидеть на фото Владимира Антощенкова. Дмитрий Цыренщиков видит новую городскую гармонию, выстроив кадр с Воскресенским храмом Смоленского кладбища на фоне небоскреба «Лахта-центра». Дмитрий Горячев снимал пустынный Петербург, площади, улицы и дворы в самом начале пандемии, любуясь его незамутненной красотой.
Архитектор Максим Атаянц нашел точку, где примитивная постройка из силикатного кирпича грубо «прислонилась» к совершенному россиевскому зданию Министерства внутренних дел на набережной реки Фонтанки. Хорошо, что с воды и с площади Ломоносова пристройку не видно. В этих и всех неназванных снимках разных мастеров чувствуется неподдельный интерес фотографов к изображаемому предмету, ракурсу, возникшей жизненной ситуации.
А что молодые художники? Дома, лица, сюжеты выглядят на их картинах случайными. На мой взгляд, авторам не интересно, что происходит вокруг. В ответ на засилье визуального шума, который обрушивается на зрителя, они чаще всего добавляют на холст «кислотных» красок. И даже, казалось бы, беспроигрышная тема «заброшки» — пустующих годами бывших доходных домов и промышленных зданий — выглядит на их картинах как необязательная случайность.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7509) от 26.09.2023 под заголовком «Сотри случайные черты».
Комментарии