В культурном пространстве «Третье место» открылась выставка «Я всегда знал, что мы встретимся»
В культурном пространстве «Третье место» (Литейный проспект, 62) открылась выставка «Я всегда знал, что мы встретимся». Куратор Алексей Масляев из Московского музея современного искусства собрал 12 художников и арт-групп, которые пытаются вовлечь зрителя в создание произведений. Иногда собственно искусством становятся не материальные и даже не виртуальные объекты, а эмоции и переживания публики. Это и есть встреча, на которую рассчитано название проекта.
ФОТО автора
Важно место действия — особняк Эммануила Нарышкина, построенный в 1856 – 1858 годах по проекту архитектора Гаральда Боссе, известного мастера петербургской эклектики. С 1978-го по 2002 год там находился Музей Октябрьской железной дороги, затем здание долго не использовалось и только три года назад обрело собственника, который обещает привести его в порядок.
Выставка проходит в неотреставрированных парадных залах, в одном неплохо сохранился лепной декор, в другом ничего не осталось, но там показаны исторические двери, собранные по всему дому. Масляев говорит о том, что «особняк обладает самостоятельной аурой». Ощущение подлинности, особенно в случае интерактивной выставки, важнее новодельного блеска. Что, кстати, в очередной раз ставит вопрос о том, где должно заканчиваться воссоздание и сколько процентов, оставшихся от оригинальной постройки, позволяют считать дом памятником архитектуры. Но даже если зритель равнодушен к проблемам сохранения наследия, аура работает: проверено на первых посетителях.
Выставка начинается с анимации «Кружение» Алины Кугуш: мотылек с лицом художницы порхает по бесконечному лабиринту готического замка. Огромное зеркало на лестнице, отражающее картинку, усиливает эффект длинного и запутанного пути, заодно демонстрируя эффектный интерьер дома. В анфиладе парадных залов куратор предлагает посетителю домыслить по сохранившейся звуковой дорожке фильм, якобы снятый в 1946 году в Латинской Америке; научиться древней практике фиксировать на бумаге моменты брани и любви, которой пользовались первые монахи; посмеяться над вариациями любовного письма от имени девушки, созданными по заказу художника пятью копирайтерами. У них получилось банально. Напрасно автор не воспользовался услугами искусственного интеллекта. Или побоялся посрамить естественный?
Центром выставки куратор сделал «Комедию искусств» композитора Дмитрия Курляндского. В Белом зале каждый зритель получает партитуру, которая состоит из семи инструкций по чтению, танцу, рисованию и т. д. Не буду раскрывать подробностей, здесь важнее всего готовность зрителя вступить в игру. Или решительно от нее отказаться, перейдя в Танцевальный зал, где показаны упомянутые резные дубовые двери. Зрелище впечатляющее.
Выставку завершают объекты, созданные группой «Нонсенс». Это заключенные в резные рамки небольшие кусочки зеленой ткани «хромакей». Она используется в видео- и киносъемках как фон, на который потом накладываются спецэффекты. Это сувенир, но если вы его приобретете и отправите авторам фото, подтверждающее факт покупки, то получите от них сертификат о том, что стали обладателем произведения искусства. «У них в мастерской я видел амбарные книги, куда по старинке, от руки, вписаны имена собственников. Таким образом художники становятся коллекционерами коллекционеров», — добавляет Масляев.
Вопрос, состоялась ли встреча с искусством, остается открытым. Но куратор и художники не настолько самонадеянны, чтобы давать готовые ответы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (7444) от 27.06.2023 под заголовком «Встречу или не встречу».
Комментарии