В Кронштадте представлена выставка о работе художников и фотографов в годы войны
Рисунки Анатолия Трескина, знаменитого ленинградского реставратора монументальной живописи, стали центром выставки, посвященной работе художников и фотографов в годы войны. Она приурочена к Дню Победы и открылась в Музее истории Кронштадта.
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Еще в довоенное время Трескин, выпускник ВХУТЕМАСа, спасал убранство Юсуповского и других дворцов, ставших историко-бытовыми музеями. В 1950-е он будет реставрировать интерьеры всех знаменитых зданий Ленинграда, где находятся живописные плафоны, возглавит работы по воссозданию живописи в Павловском дворце.
В годы войны Анатолий Трескин служил главным художником Политуправления Балтийского флота, которое размещалось в Кронштадте. В его обязанности входили создание эскизов плакатов и иллюстраций для газет. Некоторые из них представлены на выставке. Но самые интересные рисунки – для себя, они относятся к 1941 году. Это два портрета – молодого офицера и молодого пехотинца, а также миниатюрный набросок к картине «Таллинский переход». Художник думал о том, как увековечить трагические события, значит, твердо верил в победу.
В той же группе художников служил Иван Меркеев. Среди персонажей его рисунков – Ольга Берггольц, в апреле 1942 года она читала стихи в Кронштадте; Евгений Осипов, подводник, Герой Советского Союза; Михаил Алексеев, командир форта «Обручев»; Василий Пронин, артиллерист; наводчики у орудия на форте «Тотлебен». Для будущего воссоздания фортов это будут важные исторические свидетельства.
Военно-медицинский музей предоставил фотографии, сделанные в начале мая 1945 года в Берлине Елизаветой Микулиной и Валерием Фаминским. Они служили в одной из бригад, которая фиксировала будни фронтовых медиков. Некоторые снимки были показаны шесть лет назад в РОСФОТО. Теперь – продолжение знакомства с редкой серией.
Одновременно в соседнем зале представлен проект, посвященный 30-летию Музея истории Кронштадта. Он называется «Как устроен музей?» и показывает разнообразные фотографии, предметы и материалы из всех 12 фондов. Среди старых снимков один сделан 80 лет назад, 16 мая 1941 года, – «1А класс школы # 422». Тридцать пять учеников с учительницей. Может быть, кто-то найдет на ней своих родственников? К 1950 – 1960-м годам относится фото «Полуденная пушка на набережной Средней Гавани в Петровском парке». Три года назад в Кронштадте возрождена традиция сигнального выстрела.
Предметный мир города у моря разнообразен. Белое хлопковое дамское платье сопровождают черные боты с пустотелым каблуком. В них можно вставить ногу в туфельке. На супнике выбиты буквы «РККФ» – Рабоче-крестьянский Красный флот. Предмет, похожий на пассатижи, на деле является «пулелейкой» – устройством для отливки пуль. В 1905 году для офицеров было издано пособие «Начала телеграфирования без проводов». Главный раритет выставки – кусок грунта со мхом, привезенный полярниками с антарктической станции «Беллинсгаузен».
В летописи музея названы все, кто участвовал в его создании. Виктор Ключников, военный инженер, председатель Кронштадтского клуба краеведов, создавал рисунки-реконструкции оборонительных сооружений города-крепости на разное время. Например, «Батареи Литке» на 1855 год.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (6922) от 13.05.2021 под заголовком «Реставратор тоже воевал».
Комментарии