В Корпусе Бенуа Русского музея открылась небольшая выставка-сюрприз «Русское Рождество»
Любимые многими новогодние и рождественские праздники стали хорошим поводом соединить в одном проекте старинные иконы и современную дымковскую игрушку, изображения ангелов, вырезанные в северной российской глубинке, и картины мастеров русского авангарда, эстетские рождественские открытки начала ХХ века и модели праздничных пряников. Большая часть представленных произведений очень редко покидает фонды музея. Возрастное ограничение: 0+
ФОТО АВТОРА
Эпиграфом к выставке стало раннее стихотворение Иосифа Бродского, которое начинается строкой: «Волхвы пришли. Младенец крепко спал». Этот сюжет изображен на иконе середины XVI века «Рождество Христово». В 1841 году на Петербургской шпалерной мануфактуре была изготовлена большая шпалера с таким же названием, эта работа показывает высокое мастерство русских ткачей. Григорий Гагарин представлен эскизом росписи на этот же сюжет, исполненным для Никольской церкви Мариинского дворца. Несколько лет назад эта роспись, утраченная после революции, была воссоздана.
Через несколько столетий к рождественской теме обратился Кузьма Петров-Водкин. На выставке показан его эскиз иконы «Поклонение пастухов» (1912 г.). В советское время этот сюжет также волновал художников. Сергею Романовичу принадлежит картина «Поклонение волхвов», Герману Егошину — «Рождество».
Иконописный прообраз «Богоматерь с Младенцем» явно вдохновил Климента Редько создать картину «Материнство», а Бориса Ермолаева — акварель с тем же названием.
Куратор выставки Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея, справедливо дополнил показ картинами на темы русской зимы. Среди них представлены хрестоматийные — «Зимний пейзаж» Никифора Крылова, ученика Алексея Венецианова, это первое изображение зимы в русском классическом искусстве, а также «Троицкая лавра зимой» Константина Юона. Значительно менее известен пейзаж «Катание с гор на Неве» Джона Аткинсона, и вряд ли многие видели картину Василия Викулова «Елка на Дворцовой площади» (1939 г.). Тогда елки только снова разрешили, художник передает радостную атмосферу многолюдной главной городской площади с Александровской колонной, украшенной красными флагами.
Экспозиция работает по 26 января.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7823) от 10.01.2025 под заголовком «Сюрприз в Корпусе Бенуа».
Комментарии