В Корпусе Бенуа Русского музея открылась небольшая выставка-сюрприз «Русское Рождество»

Любимые многими новогодние и рождественские праздники стали хорошим поводом соединить в одном проекте старинные иконы и современную дымковскую игрушку, изображения ангелов, вырезанные в северной российской глубинке, и картины мастеров русского авангарда, эстетские рождественские открытки начала ХХ века и модели праздничных пряников. Большая часть представленных произведений очень редко покидает фонды музея. Возрастное ограничение: 0+

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась небольшая выставка-сюрприз «Русское Рождество» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Эпиграфом к выставке стало раннее стихотворение Иосифа Бродского, которое начинается строкой: «Волхвы пришли. Младенец крепко спал». Этот сюжет изображен на иконе середины XVI века «Рождество Христово». В 1841 году на Петербургской шпалерной мануфактуре была изготовлена большая шпалера с таким же названием, эта работа показывает высокое мас­терство русских ткачей. Григорий Гагарин представлен эскизом рос­писи на этот же сюжет, исполненным для Никольской церкви Мариинского дворца. Несколько лет назад эта роспись, утраченная после революции, была воссоздана.

Через несколько столетий к рождественской теме обратился Кузьма Петров-Водкин. На выставке показан его эскиз иконы «Поклонение пастухов» (1912 г.). В советское время этот сюжет также волновал художников. Сергею Романовичу принадлежит картина «Поклонение волхвов», Герману Егошину — «Рождество».

Иконописный прообраз «Богоматерь с Младенцем» явно вдохновил Климента Редько создать картину «Материнство», а Бориса Ермолаева — акварель с тем же названием.

Куратор выставки Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея, справедливо дополнил показ картинами на темы русской зимы. Среди них представлены хрестоматийные — «Зимний пейзаж» Никифора Крылова, ученика Алексея Венецианова, это первое изображение зимы в русском классическом искусстве, а также «Троицкая лавра зимой» Константина Юона. Значительно менее известен пейзаж «Катание с гор на Неве» Джона Аткинсона, и вряд ли многие видели картину Василия Викулова «Елка на Дворцовой площади» (1939 г.). Тогда елки только снова разрешили, художник передает радостную атмо­с­феру многолюдной главной городской площади с Александровской колонной, украшенной красными флагами.

Экспозиция работает по 26 января.


#выставка #Русский музей #праздники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7823) от 10.01.2025 под заголовком «Сюрприз в Корпусе Бенуа».


Комментарии