В Корпусе Бенуа открылась выставка «Александр Лабас (1900 – 1983). Рисунок и акварель из собрания Русского музея»

В Корпусе Бенуа открылась выставка «Александр Лабас (1900 – 1983). Рисунок и акварель из собрания Русского музея», которая представляет 18 произведений известного художника ХХ века, наследника русского авангарда, неисправимого романтика и оптимиста. На открытии выставки музей получил в дар четыре рисунка художника из поздней серии «Жители отдаленных планет».

В Корпусе Бенуа открылась выставка «Александр Лабас (1900 – 1983). Рисунок и акварель из собрания Русского музея» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

По словам Аллы Маниловой, генерального директора Русского музея, «для нас это очень ценный дар, мы должны заботиться о пополнении своей коллекции. Серия Александ­ра Лабаса напоминает всем о советских достижениях в освоении космоса, где у нашей страны явный приоритет».

Рисунки подписаны и датированы автором, они называются «Двое в лиловых одеждах» (1960‑е), «Стремительное движение» (1967 г.), «Сражаются» (1972 г.) и «Встреча. Вариант». Они были показаны в Петербурге на недавней выставке «Космизм в русском искусстве». После чего и состоялись переговоры об их передаче Русскому музею, в коллекции которого не было произведений Лабаса на эту тему. Известно, что художник увлекался идеями русских космистов. Возможно, серия «Жители отдаленных планет» создана по мотивам фантастических рассказов Константина Циолковского.

Лабас1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ольга Бескина-Лабас, руководитель «Лабас-фонда», подарившая рисунки, рассказала, как начиналось сотрудничество художника и Русского музея. Лабаса многие годы обвиняли в формализме и не показывали его работы. В 1976 году, перед открытием первой персональной выставки Лабаса, Василий Пушкарев, тогда директор Русского музея, примчался в зал и, ни с кем не здороваясь, стал отбирать работы для приобретения в коллекцию. Некоторые представлены на нынешней выставке. В 2004 году Русский музей издал воспоминания Лабаса, записанные им в течение 30 последних лет жизни. В 2012 году в Петербурге состоялась большая персоналия художника из многих российских музеев.

Что касается нынешней выставки, то на ней представлены рисунки и акварели из серий разных лет, в том числе поэтические изображения паровозов и дирижаблей. Они отражают восторженное восприятие технического прогресса, которое было свойственно советским людям в 1930‑е годы. Большой интерес у любителей искусства вызовут «Автопортрет в синей рубашке» (1929 г.) и редкий «Портрет Владимира Татлина» (1948 г.), изображающий известного автора проекта «Памятника III Интернационалу», друга и соратника Лабаса.


#выставка #картины #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7435) от 14.06.2023 под заголовком «Поэт дирижаблей».


Комментарии