В конкурсе композиторов им. А. П. Петрова победил итальянец

В Большом зале Филармонии прошел финал Открытого конкурса композиторов им. А. П. Петрова и объявление его лауреатов в номинации «Симфоническая музыка». Первое место получил итальянец Андреа Портера за сочинение для голоса с оркестром Gobolinks.

В конкурсе композиторов им. А. П. Петрова победил итальянец  | ФОТО предоставлено организаторами конкурса

ФОТО предоставлено организаторами конкурса

Конкурс, отказавшийся использовать в названии статус «международного», на деле привлек интерес 360 участников не только из разных городов России, но и из 47 стран дальнего и ближнего зарубежья. Имена председателя жюри Александра Раскатова, более пятнадцати лет живущего во Франции, петербуржцев Александра Кнайфеля, Настасьи Хрущевой и Александра Радвиловича, москвича Павла Карманова, а также дирижера Федора Леднёва, композиторов Евгения Бирмана (Гонконг – США) и Дмитрия Янов-Яновского (Узбекистан) словно гарантировали установку на объективность взглядов. Им предстояло после предварительного отбора выбирать лучших из лучших уже из 60 сочинений, присланных как в виде аудиозаписей, так и в виде партитур.

Результаты анонимного прослушивания не заставили себя долго ждать: две первые премии (250 и 100 тысяч рублей) отправились в Италию и Великобританию, вторая (175 тысяч рублей) досталась петербуржцу Артуру Вабелю. И Александр Раскатов, и Александр Кнайфель не скрывали своего воодушевления от количества и качества присланных сочинений. «Я давно не помню столь бодрой жизни. По почерку конкурсантов можно было судить о широком спектре интересов. Я услышал и западные, и азиатские, и российские школы. Такое бурное рождение партитур меня невероятно обрадовало и воодушевило. Подобного «урожая» на этом конкурсе за все годы его существования не было», – признался Александр Аронович Кнайфель, автор «Блаженств» для Мстислава Ростроповича, опер про Алису и «Кентервильское привидение» и многих других интереснейших сочинений.

Финальный тур было доверено исполнять Санкт-Петербургскому государственному академическому симфоническому оркестру под управлением Федора Леднёва. В былые годы это событие могло бы привлечь намного больше слушателей, они заполнили бы до отказа Большой зал Филармонии. На сей раз под влиянием обстоятельств зал зиял пустотами. Однако публика все же была и наряду с главной филармонической аудиторией 65+ в немалом количестве сверкала любопытствующими взглядами молодежи. Концерт транслировался онлайн, собрав большое число просмотров.

Вечер открыло сочинение Antiarkie для симфонического оркестра, автором которого, как выяснилось по его окончании, оказался британец Райан Латимер, обладатель третьей премии. Сверкающий, брызжущий во все стороны мажор этой композиции напоминал и «Озорные частушки» Щедрина, и минимализм Майкла Наймана, и мюзикловый азарт Леонарда Бернстайна. Произведение изначально было сочинено для симфонического оркестра BBC и успело получить характеристику как «анархическое и мультяшное» за свою пестроту, несовременный оптимизм, колотушечно-ярмарочные попевочные фактуры «плясок жизни», отсылавших к Стравинскому.

Второй номер финальной программы – Концерт для скрипки с оркестром захватил виртуозностью и предельной эмоциональной насыщенностью партии солиста, которым блистательно выступил Родион Замуруев. Композитором оказался Тарас Буевский, которому справедливо достался «Приз зрительских симпатий». Концерт стал сильным контрастом к предыдущему произведению, он выдавал русские корни. Общий трагический настрой с грозными ударами судьбы вызывал в памяти прежде не раз где-то у кого-то слышанные страшные «фигуры речи».

Иронически-скептичную «Музыкальную трагедию», принадлежащую перу американца Цзыи Тао, был соблазн тоже отнести к «российской школе»: уж очень большое внимание в ней было уделено «разъедающей бездуховности джаза», как писали в свое время советские критики. Знаменитый джазовый стандарт стал основой мелодико-ритмических трансформаций.

Первым номером второго отделения был Gobolinks для голоса с оркестром итальянца Андреа Портера, обладателя первой премии. В интонационно точном исполнении сопрано Елизаветы Свешниковой на английском языке и оркестра под управлением Федора Леднёва слушатели получили нечто будоражащее воображение. Вспоминались, в частности, визионерские опусы Бриттена. В нем слово соотносилось с симфонической материей подсознания, открывая окна новых смысловых и эмоциональных измерений. Поднебесный регистр уводил не столько слух, сколько взгляд слушателя в горние выси, где еще так много неосвоенного пространства.

Cryptopiece Артура Вабеля мгновенно заинтриговал сходством с загадочной «криптовалютой». В этом сочинении, словно в калейдоскопе, разворачивались тембрально-темповые ракурсы оркестра то в одну, то в другую сторону. Оркестр изумлял не только отличной подготовленностью, но и степенью вовлеченности в захватывающие звуковые миры, обещая новые симфонические подвиги.

Завершился концерт третьим отделением, во время которого происходило обсуждение лауреатов. Слушатели знакомились с редко звучащей «Русью колокольной» подлинного симфониста Андрея Петрова, чьим именем назван конкурс, – грандиозной эпической фантазией для оркестра на тему из «Бориса Годунова» Мусоргского, музыкального размышления об истории и судьбе России.

#конкурс #композитор #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (6771) от 23.10.2020 под заголовком «Песни и пляски жизни».


Комментарии