На «Ленфильме» состоялась премьера кинокартины «Блокадный зоопарк»
Кинокартина (12+) начинается с кадров документальной кинохроники, сделанных в августе 1943 года. Солнечный день, беззаботные дети, увлеченно разглядывающие животных… И только табличка на одном из вольеров возвращает в реальное время: «Здесь от немецкой авиабомбы 10. IX. 41 г. погибла слониха Бетти».
Стоп-кадр из фильма «Блокадный зоопарк»
Как отмечает автор сценария Анатолий Аграфенин, документальных кадров кинохроники, запечатлевших блокадный зоосад (зоопарком он официально стал только в 1952 году), очень мало. Только в одном из выпусков ленинградской кинохроники, за 1943 год, удалось найти минутный репортаж. В нем можно увидеть животных, спасенных в блокаду: медведя Гришку, антилопу-нильгау Маяк, семейство гамадрилов, черного грифа Верочку. И, конечно же, бегемота Красавицу, которую выхаживала сотрудница зоосада Евдокия Дашина…
Чтобы создать картину, съемочная группа, которую возглавил режиссер Андрей Егоров, погрузилась в изучение документов. Ряд материалов удалось найти в Центральном государственном архиве литературы и искусства, но больше всего — в Центральном государственном архиве историко-политических документов и Центральном государственном архиве.
Лента, созданная при поддержке городского комитета по культуре и Фонда истории Отечества, показывает: за каждым пережившим войну обитателем зоосада — подвиг конкретных людей. Они боролись за их жизни в условиях постоянных обстрелов и бомбежек, голода, морозов, при отсутствии топлива, электроэнергии и работающего водопровода.
Уже в самом начале блокады зоосад оказался на линии огня. Во время одного из первых налетов на Ленинград, в начале сентября 1941‑го, на его территорию упало три бомбы. Одна разрушила вход и кассы, вторая разорвалась около обезьянника, часть животных погибли, часть разбежались по городу. Третья бомба убила любимицу ленинградцев — слониху Бетти. После этого было принято решение закрыть зоосад для посетителей…
— Писатель Александр Фадеев, приехавший в осажденный город весной 1942 года и остановившийся на квартире Николая Тихонова на Зверинской улице недалеко от зоосада, был поражен: район, казалось бы, не «богатый» оборонными предприятиями и военными объектами, все время подвергался обстрелам, — говорит Анатолий Аграфенин. — Тихонов объяснил: «Тут наша линия обороны: зоопарк на переднем крае, а мы во втором эшелоне».
Тем не менее летом 1942 года ленинградский зоосад снова открылся. И вход в него был платным даже в блокаду: полтора рубля для взрослого, в два раза меньше — для детей.
Из фильма можно узнать и о том, что приходилось делать сотрудникам зоосада в голодное время, чтобы прокормить питомцев. Многим из них спасли жизнь рецепты кормов-заменителей, которые создавал кандидат биологических наук Николай Соколов, замдиректора зоосада по научной части. Опилки смачивали бульоном из старых костей. Соколов называл эту смесь «винегретом». Увы, несмотря на все усилия, потери среди животных все‑таки были — от истощения, авитаминоза… Не менее страшен для животных был стресс, связанный с бомбежками и обстрелами.
— История выживания ленинградского зоосада в блокаду не столько про животных, сколько про то, как в нечеловеческих условиях люди оставались людьми, — отмечает Аграфенин. — Несмотря на все ужасы и тяготы войны, борясь за выживание, находили в себе силы делиться любовью, заботой со своими питомцами.
Читайте также:
«Мы выдержали!»: Неизвестный дневник 1944-го о последних днях блокады
Третья премьера Блокадного театра: как воздушный налет сорвал спектакль «Нашествие»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (8077) от 27.01.2026 под заголовком «Выстояли вместе».





Комментарии