В кинотеатре «Аврора» прошла премьера фильма Романа Михайлова «Надо снимать фильмы о любви»
Фильм (18+) показали в рамках V Международного фестиваля кино России и стран ближнего зарубежья. Роман Михайлов — математик, автор более чем шести десятков научных работ, профессор Российской академии наук. А еще писатель, сценарист, театральный и кинорежиссер, актер…
ФОТО Jake Hills on Unsplash
«Кино — коллективный сон, — говорит Роман. — Точнее, способ передать свой сон другому, переместить зрителя в него». «Надо снимать фильмы о любви» — шестая киноработа Михайлова. И действительно, по ощущению — абсолютно сновиденческая.
Герои прилетают в Индию снимать кино. С самого начала за ними следит камера, прямо по ходу действия создавая фильм о фильме. Имена персонажей совпадают с именами исполнителей. Мария Мацель, Марк Эйдельштейн, Александра Киселева, Илларион Маров, Чингиз Гараев и сам Роман Михайлов — все они играют почти самих себя. Но не вполне. Режиссер принципиально не отвечает на вопросы о соотношении реальных, биографических моментов и вымысла. «Я долго приближался к тому, чтобы снять фильм, про который бы люди не понимали — игра это или не игра», — объясняет режиссер. Судя по вопросам, которые ему задавали после показа, шалость удалась.
Итак, молодые артисты прибывают в Варанаси, древний город, по легенде, основанный богом Шивой. Начинаются съемки, но тут Марк, главный герой, встречает Свету и уже готов мчаться за ней на другой край света. Да и остальные актеры собираются сменить ориентиры, отдаться духовным исканиям. Съемки под угрозой. Конфликт может разрушить так долго и трепетно вынашиваемый режиссером замысел. Или преобразить его…
Сам Роман Михайлов формулирует свое послание так: «Есть некая катастрофа, например, ссора между людьми. Как ее разрешить? Стандартные способы не работают. Исцеление возможно только чудным, непредсказуемым способом. И после разрешения конфликта мир меняется».
Самым непредсказуемым в фильме оказывается не способ примирения, предложенный режиссером, а пространство, в котором разворачиваются события. Узкие улочки Варанаси, мотоциклы и коровы, осыпающаяся со стен штукатурка, дым погребальных костров и вдруг — воздушные змеи. «Тут все играют в воздушных змеев. Они пытаются дотянуться до неба», — говорит влюбленный Марк.
Фильм сделан в странном, желтовато-охристом, размытом колорите. Воздух почти всегда туманен, сумеречен, непрозрачен. Экзотические детали быта, непривычная картинка, неожиданный монтаж — все это усиливает ощущение сна, в который режиссер впускает зрителей. Когда персонажи мчатся куда‑то на мотоцикле, кажется, что они летят, и это допущение вполне вписывается в правила игры.
«Надо снимать фильмы о любви» — плод совместного производства российских и индийских кинематографистов. Роман Михайлов действительно долгое время провел в Индии, говорит на хинди и умеет достичь взаимопонимания с местными жителями. «Вся Индия помогает снимать кино, — говорит он. — Не надо собирать массовку, они сами собираются. Даже собаки приходят в кадр в нужный момент».
В те дни, когда в Петербурге проходил Фестиваль кино России и стран ближнего зарубежья, в Калининграде на фестивале «Короче» показали еще один фильм Михайлова — «Жар-птица». Некоторым показалось, что это то самое кино, которое сделали в конце концов персонажи истории «Надо снимать фильмы о любви». Ведь обе картины создавались одновременно, в одних и тех же местах.
В том, что такие совместные, сложносочиненные проекты становятся сейчас возможными, свою роль сыграла киностудия «Лендок» — организатор Фестиваля кино России и стран ближнего зарубежья. Дело в том, что у фестивального айсберга есть и подводная часть — деловая. Она ориентирована на профессионалов и на то, чтобы дать жизнь новым совместным проектам режиссеров и сценаристов разных стран. Ее центральное событие — питчинг, представление уже задуманных, но еще не осуществленных проектов продюсерам, директорам кинокомпаний и прочим принимающим решения лицам. Как рассказывает Алексей Тельнов, генеральный директор «Лендока», три предыдущих питчинга уже принесли свои плоды. Авторы идей нашли тех, кто помог им реализовать замыслы. Результаты союзов, заключенных с легкой руки организаторов фестиваля, скоро можно будет увидеть на киноэкранах.
Впрочем, фестиваль — это в первую очередь соревнование, конкурс. В данном случае — целых три. Лучших из лучших уже совсем скоро выберут среди игровых фильмов (тут назовут и лучшего режиссера, и лучших исполнителей женской и мужской ролей), неигрового кино и кино студенческого.
Третий конкурс в рамках фестиваля прошел впервые, но именно на него было подано больше всего заявок. Свои работы петербуржцам и гостям города представили ученики Университета кинематографии им. С. А. Герасимова (ВГИК), Санкт-Петербургского института кино и телевидения, Московской школы кино, Киношколы «Лендок» и учебных заведений Казахстана, Киргизии, Узбекистана… «Нам показалось, что у студентов очень мало пространства для высказывания», — говорит Марина Озеренчук, программный директор фестиваля. Судя по количеству участников и зрителей, не показалось. Будущим кинорежиссерам действительно необходимы конкурсы и площадки. Да и у зрителей творчество молодых очевидно вызывает интерес.
Впрочем, опытных мастеров на фестивале тоже не обошли вниманием. В блоке игрового кино показали 11 фильмов из России, Индии, Италии, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. В основном это совместные проекты киностудий разных стран.
Так, в день открытия была представлена картина «Белек» режиссера и сценариста Дальмиры Тилепбергеновой, над которой работали кинематографисты России и Киргизии. А фильмом закрытия фестиваля стала российско-аргентинская картина «Невада» Анны Тюриной и Матиаса Муса — о жизни молодой матери, работающей продавщицей в глухой российской деревне, ее маленьком сыне, свекрови и сумасшедшем муже. О ненависти, которая разрушает людей и судьбы. О неумении понять и согреть друг друга. Эта работа уже была показана на фестивале BAFICI в Буэнос-Айресе, где получила награду, и на Московском международном кинофестивале. Для петербуржцев нынешний показ — премьерный.
В последнее время театральные критики нередко говорят о том, что самые интересные спектакли получаются на стыке культур. Например, когда русский режиссер создает постановку по мотивам эпоса какого‑нибудь малого народа. Или китайский ставит с русскими артистами пьесу европейского драматурга. Думается, что и в кино эта практика тоже работает. Тем более когда соавторы делятся друг с другом и со зрителем не только сюжетами, но и снами.
Читайте также:
В Выборге завершился 32‑й фестиваль российского кино «Окно в Европу»
В Петербурге снимают сказочную кинокартину «Ворожея»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (7735) от 27.08.2024 под заголовком «Кино как коллективный сон».
Комментарии