В КGallery открылась выставка «Я знаю места…»

Куратор выставки Игорь Кузьмичев, исследователь и летописец неофициальной культуры Ленинграда 1960 – 1990‑х годов, предлагает нам совершить «путешествие в обратно». Возможно, опасное для тех, кто жил тогда в городе («По несчастью или к счастью, истина проста: // Никогда не возвращайся в прежние места», — предупреждал в стихах Геннадий Шпаликов). Интересное и познавательное для тех, кто эти времена не застал.

В КGallery открылась выставка «Я знаю места…» | Борис Смелов. «Натюрморт с колбой». 1974 г.  Собрание Валерия Вальрана. Санкт-Петербург./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Борис Смелов. «Натюрморт с колбой». 1974 г. Собрание Валерия Вальрана. Санкт-Петербург./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Маршрут построен: коммуналки, мастерские художников, кафе, дома культуры… Все эти важные на карте ленинградского неофициального искусства места запечатлены на фотографиях. Основа выставки — снимки из коллекции Валерия Вальрана, который сам был ярким персонажем ленинградской богемы. Назовем лишь несколько имен авторов: Борис Кудряков (Гран-Борис), Геннадий Приходько, Леонид Богданов, Борис Смелов (Пти-Борис), Ольга Корсунова…

— Одним из самых популярных мест у художников-неформалов была квартира поэта Константина Кузьминского, — рассказал коррес­понденту «СПб ведомостей» Валерий Вальран. — Первая выставка независимой фотографии «Под парашютом» прошла именно здесь 26 октября 1974 года. В комнате, где состоялась выставка, потолок был задрапирован парашютом — отсюда название. У Кости Кузьминского был невероятный нюх на таланты, и всех одаренных людей, будь то художники, музыканты или фотографы, он старался вовлечь в свой круг. По просьбе Кузьминского фотографы снимали хронику событий ленинградского андеграунда — поэтические чтения, нелегальные выставки, портреты «героев» независимой культуры, концерты и тем самым становились активными участниками художественного процесса.

По словам Валерия, в Ленинграде той поры было еще много квартир, где собирались художники и поэты. Например, жизнь кипела в мастерской у Андрея Геннадиева на улице Халтурина (ныне Миллионной). Там был вечный праздник: пили вино, читали стихи, устраивали маскарады. Потом он переехал на Плеханова (Казанскую), и публика перетекла туда.

В 1977 году фотограф Валентин Тиль Мария Самарин открыл салон-студию на Васильевском острове, где устраивал выставки художников и фотографов. А в 1978 году Тимур Новиков начал показывать работы художников в бывшей церкви Кирилла и Мефодия. В мастерской Владимира Овчинникова в Кустарном переулке тоже проходили выставки ленинградских неофициальных художников. Молодые фотографы в конце 1970‑х собирались в мастерской Леонида Богданова на Большой Московской.

Многие считают, что первыми пуб­личными выставками в истории неофициального искусства Ленинграда были выставки в ДК им. Газа и ДК «Невский» в середине 1970‑х, впоследствии вошедшие в историю отечественного искусства как «Газаневская культура». Однако не­официальные выставки устраивались и раньше. Просто они не привлекли столь большого внимания.

Так, например, вспоминает Вальран, живописец, представитель школы Сидлина Анатолий Басин еще в 1960‑е годы сделал выставку в ДК им. Козицкого. Евгений Рухин провел выставку в кинотеатре «Балтика» на 7‑й линии В. О. А Михаил Шемякин, тоже в 1960‑е, показывал свои работы в редакции журнала «Звезда». Можно вспомнить и Эрмитаж, где тот же Шемякин одно время работал такелажником. Он и еще несколько художников, работавших в хозчасти Эрмитажа, — Владимир Овчинников, Олег Лягачев, Владимир Уфлянд — решили показать в музее свои работы. Выставка, открывшаяся 30 марта 1964 года, просуществовала всего один день, но вот — мы помним о ней спустя столько лет.

Фотографам в какой‑то мере было сложнее, чем художникам, которые могли тихо творить в своих подвалах и мансардах.

— Для съемки демонстраций, манифестаций, митингов и других массовых событий нужно было получить специальную аккредитацию, иначе фотограф оказывался в отделении милиции. Все промышленные объекты, вокзалы, станции метро считались стратегическими объектами, и фотографировать их запрещалось. Снимать городские пейзажи с крыш домов также запрещалось — стратегическая высота, — рассказывает Вальран.

Фотографы рисковали, запреты обходили. Например, Борис Смелов, который сейчас причислен к классикам ленинградской-петербургской фотографии, любил снимать город сверху, забираясь на самые верхние этажи домов или даже на чердаки. На одной из лучших его фотографий мы видим петербургский двор-колодец словно глазами белого голубя, присевшего на карнизе (фотограф, видимо, снимал из окна мансарды или чердака). Мрачный дворик без единого деревца, тусклый свет пасмурного дня, подслеповатые оконца… Но белый голубь словно ангел, который хранит город и его обитателей.

Валерий Вальран выделяет два направления в изображении Ленинграда, которые были наиболее заметны в неформальном фотоискусстве тех лет:

— Борис Кудряков в конце 1960‑х пришел в своем творчестве, если можно так сказать, к Петербургу Достоевского. Или, если говорить об изобразительной традиции, — Петербургу Мстислава Добужинского. Его интересовали не парадные панорамы Петербурга, а изнанка города. Борис Смелов, который познакомился с Кудряковым совсем юным, в 17 лет, первое время находился под его влиянием и тоже снимал «Петербург Достоевского». Позднее он пришел к классическому образу Северной столицы, но сумел найти свою неповторимую интонацию в ее изображении. В снимках Смелова классическая красота почти всегда сочетается с какой‑то нервностью, тревогой. В семидесятые пути двух Борисов разошлись окончательно. Кудряков ушел в сторону антиэстетизма с долей абсурда, от обэриутов, Смелов устремился к эстетизму, берущему начало в графике Серебряного века. Эту эстетскую линию, каждый по‑своему, продолжили Леонид Богданов, Стас Чабуткин, Александр Китаев. Последователями Кудрякова можно назвать Николая Матренина, Леонида Звягина.

Выставка продлится до 17 марта.


#выставка #летописец #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 17 (7593) от 31.01.2024 под заголовком «Путешествие в обратно».


Комментарии