В Картинную галерею Павловского дворца вернулись картины Каспара Нетшера

После длительной реставрации в Картинную галерею Павловского дворца вернулись две картины голландского художника Каспара Нетшера (1639 – 1684).

В Картинную галерею Павловского дворца вернулись картины Каспара Нетшера | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Историческая коллекция художников голландской и фламандской школ Павловского дворца значительно пострадала от музейных распродаж 1920 – 1930‑х годов: было продано 150 работ выдающихся мастеров. Павловск лишился картин Рембрандта, Питера ван Лара, Остаде. После Великой Отечественной войны было решено несколько восполнить лакуны, и в Павловский дворец передали произведения голландской живописи из других музеев. Два из них — «Дама со служанкой» и «Дама с пажом» — принадлежат кисти живописца Каспара Нетшера, мастера галантных сцен.

Состояние сохранности работ вызывало тревогу: наблюдались трещины деревянной основы, отслоения красочного слоя, что во многом было вызвано их предыдущей реставрацией. Перед началом работ было проведено тщательное исследование картин и выработана методика, принятая реставрационным советом музея при участии специалистов Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. Свои консультации дал и флорентийский специалист по реставрации живописных произведений на деревянной основе.

Как установили реставраторы, основные проблемы картин были связаны с неподвижным способом крепления с обратной стороны. Они предполагают, что реконструкция основы проводилась дважды. Прочно зафиксированная конструкция лишила волокна древесины движения, что привело к растрескиванию доски в местах сильнейшего напряжения.

Работа художника-реставратора заключалась не только в бережном восполнении осыпей и искусном склеивании основы, но и в поэтапном осторожном демонтаже старого крепежа. Эти работы выполнялись очень медленно, буквально по миллиметрам. Новый крепеж выполнили иначе: с тыльной стороны картину укрепили на новой деревянной раме с помощью специальной фурнитуры. Такая конструкция позволяет деревянным волокнам свободно двигаться, при этом сохраняется надежное крепление доски и целостность картины.

Читайте также:

ГМЗ «Петергоф» откроет после реставрации павильон «Китайская кухня» в Ораниенбауме

В ГМЗ «Царское Село» воссоздали интерьеры апартаментов императрицы Екатерины II


#Павловский дворец #картины #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 103 (7925) от 10.06.2025 под заголовком «Картины мастера галантных сцен».


Комментарии