В Государственном музее Суворова открылась выставка «Полководец в вечном строю»

Это история о воплощении образа Александра Васильевича Суворова в монументальном искусстве в самые разные времена и эпохи.

В Государственном музее Суворова открылась выставка «Полководец в вечном строю» | ФОТО Levi Meir Clancy on Unsplash

ФОТО Levi Meir Clancy on Unsplash

Наш музей является хранителем информации обо всех памятниках полководцу, установленных в России и за ее пределами, поэтому мы взяли на себя смелость создать «панораму» его монументов, — рассказал ведущий научный сотрудник музея Сергей Григорьев. — На первом месте — работа скульптора Михаила Козловского, созданная еще при жизни Суворова. Первоначально она была установлена на Марсовом поле, а затем передвинута к Неве.

Памятник полководцу был установлен по повелению императора Павла I. Скульптурный образ не имел полного портретного сходства с пожилым фельдмаршалом. Козловский создал аллегорическую фигуру героя с лицом, похожим на молодого Суворова, в образе бога войны Марса.

Затем, на протяжении всего XIX века, «персональных» памятников полководцу не появилось: его изображали в числе других выдающихся государственных деятелей. В частности, в композиции памятника «Тысячелетие России», воздвигнутого в Новгороде в 1862 году.

Фигура Суворова была среди государственных мужей на постаменте памятника Екатерине II на Невском проспекте. Еще один памятник императрице, в композиции которого также был запечатлен полководец, не сохранился. Он находился на центральной аллее Екатерининского парка Царского Села. В начале Великой Отечественной войны памятник не успели спрятать. Есть версия, что нацисты вывезли его в Кенигсберг…

В начале ХХ века Суворовская комиссия объявила конкурс на создание его изображений. Победил непрофессиональный скульп­тор-любитель, купец-золотопромышленник Николай Рукавишников. Созданный им гипсовый бюст генералиссимуса Суворова был признан удачным и избран для дальнейшего воплощения.

Черты и выражение лица полководца на бюсте работы Рукавишникова во многом были заимствованы у работы известного русского скульптора Василия Демут-Малиновского, выполненной в начале XIX века. Рукавишников изобразил Суворова в парадном мундире с орденами, орденскими звездами и лентами.

С работы Рукавишникова были сделаны две бронзовые копии. Одна отливка была воздвигнута на пьедестал рядом с Суворовской церковью при Николаевской академии Генерального штаба в Петербурге. Второй бронзовый бюст установили в селе Маровка Пензенской губернии — на малой родине фельдмаршала. По этому случаю Маровку переименовали в Суворово.

Во время революции памятник Суворову в Маровке был снесен, поскольку его воспринимали как образ «царского сатрапа, крепостника и душителя пугачевского восстания». Примечательно, что во время Великой Отечественной войны, когда Суворов был возвращен в пантеон героев Отечества, памятник восстановили. Его автором стал скульптор Константин Луцкий.

Этот памятник примечателен тем, что скульптурное изображение имеет мало общего с обликом Суворова. Это собирательный образ русского полководца XVIII века, — говорит Григорьев.

Тем не менее для жителей села появление памятника полководцу было огромным событием. Они сообщали об этом своим землякам, сражающимся на фронтах. Красноармеец Шаров писал домой: «Из вашего письма узнал, что в нашем родном селе установлен памятник Суворову. Я очень рад этому, и вместе со мной воодушевлены мои товарищи»…

Вообще, судьбы памятников Суворову были самыми разными. К примеру, в 1904 году скульптор Адель Вернер исполнила портрет полководца, который отлили в двух экземплярах. Один был установлен в Музее Суворова в Петербурге, второй — в кают-компании эскадренного броненосца «Князь Суворов», который погиб в Цусимском сражении. И ныне этот бронзовый бюст покоится где‑то на дне Японского моря…

С 1960‑х годов количество монументальных изображений Суворова, установленных в нашей стране, стало неуклонно возрастать, этот процесс достиг своего пика в первые десятилетия нынешнего века, когда полководцу поставили едва ли не столько же памятников, сколько за два прошедших столетия. Один из них, работы скульптора Александра Таратынова, можно увидеть возле музея Суворова на Кирочной улице.

Возрастное ограничение 12+ 

Читайте также:

Снег в помощь маскировке. В Центральном государственном архиве Петербурга открылась новая выставка

Последний точильщик. В галерее Art of Foto работает выставка Андрея Усова «Бессонница»


#выставка #музей #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (8029) от 06.11.2025 под заголовком «Образы полководца».


Комментарии