2Vtzqv4Hz9U

В Государственном музее истории религии работает выставка «Китайский ритуальный сосуд»

Поддержать разговор о китайских вазах и китайском фарфоре могут многие. А вот тема не менее красивых китайских бронзовых ритуальных сосудов незаслуженно остается в тени. А ведь эти удивительные алтарные вазы, курительницы и чаши хранят множество историй и тайн.

В Государственном музее истории религии работает выставка «Китайский ритуальный сосуд» | ФОТО автора

ФОТО автора

Бронзовая вселенная

В культуре Китая бронза всегда занимала важное место. Этот металл определял положение в социуме, регулировал государственные и религиозные отношения. А китайские бронзовые сосуды выполняли статусную и ритуальную функции.

«Начиная с древних времен, когда различия между политикой и религией не было, а правитель исполнял роль верховного посредника между небом и землей, бронза в Китае считалась символом власти и достатка, — рассказывает культуролог, научный сотрудник Государственного музея истории религии Павел Тугаринов. — А поскольку в процессе создания бронзового сосуда задействованы пять основных первоэлементов — земля (глина), вода, огонь, дерево (для разведения огня) и металл, он считался продуктом космического масштаба. А значит, идеально подходил для проведения церемоний и был неотъемлемым элементом китайских храмовых и домашних ритуалов».

Каждый сосуд имел определенную форму, размер, дизайн и предназначался для хранения еды или напитков, подносимых духам и предкам в качестве жертвы для получения взамен их сакрального покровительства. В некоторых регионах Китая бронзовые жертвенные сосуды использовались для проведения человеческих жертвоприношений.

Выделяют два типа ритуальных сосудов-дин: круглые с тремя ножками (треножники, или триподы) и квадратные или прямоугольные с четырьмя ножками (тетраподы). Круглые сосуды-дин символизируют небо, квадратные — землю.

Как правило, бронзовые сосуды украшали орнаментами и фигурами животных, которые играли не только декоративную, но и функциональную роль, например, использовались в качестве ручек или ножек-подставок.

Среди наиболее интересных выставочных экспонатов — курительница XVII века в виде мифического существа с телом льва, рогом носорога, когтями медведя, чешуей рыбы и хвостом быка. А крышка курительницы XIX века увенчана изображением двух львов ши-цзы и узором в виде четырех благородных растений Китая (слива, орхидея, хризантема и бамбук). Эти растения символизируют качества, которыми должен обладать благородный мужчина, — стойкость и достоинство, скромность, спокойствие, непреклонность характера.

Курительница синяя_Че.jpg
Эта курительница сделана в технике перегородчатой эмали, которая проникла в Китай в результате межкультурных контактов во время монгольского периода./ФОТО автора


История на дне сосуда

Интересно, что китайская иероглифическая письменность, которая впервые появилась на гадательных костях, постепенно перешла на бронзовые изделия для жертвоприношений, где можно найти древнейшие надписи в виде законченного текста. Такая надпись помещалась на внутренней части сосуда для ритуальной трапезы и считалась посредником между живыми и духами предков. Фактически бронзовые сосуды, соединяя в единое сакральное пространство три времени — прошлое, настоящее и будущее, мир живых и мир усопших, тем самым обеспечивали вечность существования рода.

В период ранней империи Хань (206 г. до н. э. — 8 г. н. э.) на фоне распространения среди китайской элиты даосских мистических практик и поисков эликсира бессмертия появилась традиция воскурения ароматических веществ и первые курительницы. А с приходом буддизма они «поселились» в каждом доме. Ароматический дым и масла начали использовать не только для религиозных церемоний, но и в повседневной жизни. К примеру, особой популярностью пользовались миниатюрные переносные «курительницы из рукава» для ароматизации, обогрева рук и окуривания одежды. Их наполняли кусочками древесного угля или растительной золой и держали в ладонях.

Тыква с бессмертием

Особое место в экспозиции занимает сосуд, сделанный из тыквы-горлянки, по форме напоминающей силуэт женского тела. Ее воспринимали как воплощение «пустотно-вмес­тимой утробы мира, порождающей из хаоса все сущее», как символ чистоты и наполненности жизненной энергией. А сосуды из нее символизировали долголетие и даже бессмертие. Часто на тыквах-горлянках изображали персонажей китайской мифологии — восемь бессмертных (святых даосского пантеона).

Тыква - горлянка_Че.jpg
Даосские святые в таких сосудах из тыквы-горлянки хранили эликсир бессмертия./ФОТО автора


«В даосизме есть два подхода к достижению бессмертия: благодаря внутренней работе над собой и с помощью эликсира бессмертия, — объясняет Павел Тугаринов. — Даосские святые в сосуде из тыквы-горлянки как раз и хранили эти эликсиры. Некоторые рецепты настоев бессмертия дошли до наших дней, но повторять их не стоит, так как в их состав входили такие ингредиенты, как сульфид ртути, мышьяк, золото… А поскольку основными дегустаторами этих эликсиров в основном были мечтающие о вечной жизни императоры, то в период их популярности в Китае представители власти жили гораздо меньше, чем крестьяне».

Загадка таотэ

Некоторые сосуды, представленные на выставке, украшены изображениями драконов. И это неспроста. Дракон — один из самых узнаваемых образов Китая и его культуры, символ созидательного мужского начала янь, герой многочисленных мифов и преданий.

Образ дракона прошел через процесс длительной трансформации. На протяжении истории его восприятие и изображение менялись. То, каким дракона мы видим сегодня, — это его поздняя версия.

«Если внимательно рассмотреть некоторые китайские алтарные вазы и другие ритуальные сосуды, на них можно увидеть мифологическое чудовище таотэ, изображение которого на первый взгляд можно принять за геометрический орнамент, но это не так, — обращает внимание Павел Тугаринов. — Таотэ, что значит «обжора», — свирепое и прожорливое змееподобное существо, способное съесть человека. Есть сосуд, на котором изображена сцена, как это существо пожирает человека. Но в данном случае людоедство интерпретируется как метафора установления мистической связи между богами и людьми. Возможно, речь идет о древних культах, которые требовали жертвоприношений, в том числе человеческих. Сам же образ призван отпугивать врагов и выполнять защитные функции. Кто был прототипом таотэ, до сих пор остается загадкой. Возможно, это один из протообразов дракона».

Остается добавить, что, согласно восточному календарю, в 2024 году Дракон вступит в права в субботу, 10 февраля.

«Традиционно в год Дракона в Китае повышается рождаемость, — отмечает Павел Тугаринов. — Многие пары специально рассчитывают, чтобы рождение ребенка пришлось на этот год. А все потому, что китайцы верят: люди, рожденные в год Дракона, будут счастливыми и успешными».


#выставка #сосуды #Китай

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7597) от 06.02.2024 под заголовком «Дракон в тени китайской вазы».


Комментарии