В гостях у Репина в «Пенатах». Дом, в котором художник провёл последние тридцать лет жизни

В ноябре в репинских «Пенатах» закроется на реставрацию усадебный дом. В этом году исполнилось 180 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина. Реставрация — не подарок к дате. Дом нуждается в ремонте. Во время войны усадебные постройки пострадали, их восстановили в 1950 – 1960‑е годы.

В гостях у Репина в «Пенатах». Дом, в котором художник провёл последние тридцать лет жизни | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

В музее можно увидеть личные вещи Репина, его картины и рисунки, работы сына Юрия, других русских живописцев. Для их сохранности необходимы определенные температура и влажность. Сейчас этого нет. Реставрация и особый климат зданию необходимы. Но не менее важно сохранить атмосферу гостеприимного усадебного дома, как это было при Репине. Сотрудники музея такую атмосферу берегут. Комнаты в доме несут отпечаток вкусов и привычек хозяина: мастерская, столовая, кабинет, веранда. Посетители знакомятся с кадрами кинохроники, запечатлевшей Репина в этих стенах, гуляют по живописному парку и окрестностям, вдохновлявшим многих художников и писателей. На количество посетителей «Пенатам» грех жаловаться.

— Для музея реставрация усадебного дома — важное событие, мы этому рады, — рассказывает хранитель экспозиции и фондов музея-усадьбы Репина «Пенаты» Вера Ловягина. — Но для того, чтобы все‑таки «народная тропа» к музею не зарастала, решено парк оставить открытым на время реставрации. Чтобы пуб­лика не просто гуляла по парку, но и знакомилась с творчеством Репина, решено организовать в шатрах-павильонах баннерные выставки. У них единое название — «Ближний круг». В этот круг вошли художники — сотоварищи Репина по творчеству, его учителя, композиторы, литераторы, меценаты — люди, которые покупали его работы… Каждый шатер — отдельная тема, пространство насыщено цитатами, биографическими справками. Люди, входившие в ближний круг, как правило, есть на портретах Репина. Сами портреты в разных музейных ­собраниях. Но их изображения присутствуют.

В каждом павильоне есть небольшие инсталляции — деликатный намек на атмосферу и время, в которое жили люди, о которых идет речь. Раскрытые ноты на пюпитре, одинокий стул под лампой, кресло, укрытое пледом, граммофон — уголок кабинета ученого или мастерской художника… Вещи старые, но не мемориальные. Не возбраняется их использовать как фотозону. Снимок на память с «ближним кругом» Репина.

Из шести павильонов ближе всех к усадебному дому расположен тот, что посвящен актерам и музыкантам. Репин любил музыку, в его жизни она играла важную роль. Слух у него был великолепный, он не пропускал оперных новинок, обожал музыку Мусоргского, Римского-Корсакова. Кроме общего текста можно прочесть цитаты из писем, воспоминаний. К примеру, о том, что Рубинштейн говорил о Репине, а Репин о Рубинштейне, как они относились друг к другу. Все то же про Мусоргского, Шаляпина… Репин, обладая большим талантом, ценил талант в других людях. Он писал портреты Шаляпина, Мусоргского, Рубинштейна. Многие создавались или задумывались в «Пенатах».

«Учитель среди учеников» — выставка в павильоне в глубине парка. Репин стал преподавать, когда был уже знаменитым художником, к нему хлынули ученики потоком. Воспоминания они оставили разные. Остроумова-Лебедева не всегда находила с учителем общий язык, ей казалась странной система преподавания. Бродский систему поддерживал, Малявин от нее был в восторге. Репин был хорошим наставником. Он воспитал плеяду художников, у которых был свой художественный язык. Бродский написал портрет Репина, тут же портрет Репина, написанный Серовым, и карандашный портрет Серова, сделанный Репиным. Связи и переклички очевидны.

В отдельном павильоне «ближний круг» из писателей и поэтов. Здесь Толстой, Короленко, Стасов, Чуковский в лицах и рассказ о них.

Со Стасовым Репин состоял в переписке, не раз писал его портрет. Лев Николаевич Толстой — отдельная история. Друг к другу писатель и художник относились с пиететом. Но свои портреты Толстой воспринимал скептически: «Толстой на молитве», «Толстой на пашне», хорошо, что порты не снял». Но бюст работы Репина ему нравился.

С футуристами у Репина были сложные отношения. После того как иконописец-старообрядец ножом повредил картину «Иван Грозный и сын его Иван», футурис­ты устроили диспут-суд над ней. Картина слишком натуралистична, много крови. Репин присутствовал, переживал. Уходя произнес лишь одну фразу: «Что, и Шекспира тогда надо отменить?». Бурлюк и Хлебников в «Пенаты» приезжали. Репин предложил написать портрет Хлебникова, тот сказал, что Бурлюк уже написал, в виде треугольника. Репин хотел написать портрет Маяковского, ему особенно нравилась его шевелюра. А тот приехал в «Пенаты» с бритой головой.

В павильоне, где представлены меценаты, лица Третьяковых, Тенишевой, Мамонтова — людей, которые картины покупали. Их имена и сегодня на слуху. Не все знают баронессу Варвару Ивановну Икскуль фон Гильденбанд — коллекционера, писательницу, переводчицу и издателя. В ее доме было много портретов известных людей, написанных Репиным. Знаменит портрет хозяйки дома «Дама в красном».

Отдельный павильон посвящен художникам. Тем, кто с Репиным учился и остался рядом на всю жизнь. Это Поленов, Суриков, Крамской, Куинджи, Антокольский, Шишкин. К Крамскому Репин обращался за помощью, когда только приехал в Петербург, пользовался его советами в написании диплома. Благодаря Антокольскому Репин проявил себя как скульп­тор. Шишкин писал пейзажи в «Пенатах».

Пенаты2_Волк.jpg
ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

Наконец, павильон на вершине холма, к которому ведет специально построенная лестница, представляет ближний круг ученых. Репин считался одним из самых образованных художников своего времени. Он увлекался наукой, медициной, дружил с Павловым, общался с Бехтеревым. С Менделеевым художник обсуждал химические элементы, написал его портрет в мантии. Когда Менделеев отправился на воздушном шаре, Репин первым сделал рисунок.

На том же холме стоит башня Шехерезады, построенная, чтобы наблюдать за звездами. Репин увлекался астрономией, в подзорную трубу наблюдал небо.

Читайте также:

Русский музей в Когалыме. Заложен первый камень будущего музейного комплекса

Буквы на стекле и фарфоре. Коллекция ГМЗ «Павловск» пополнилась уникальными предметами


#реставрация #Илья Репин #пенаты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7755) от 24.09.2024 под заголовком «В гостях у Репина в «Пенатах»».


Комментарии