В городе на Неве отмечают юбилейную дату композитора Георгия Свиридова
В рамках фестиваля «Время Свиридова» в Музее-квартире Н. А. Римского-Корсакова открылась выставка «Свиридов и Петербург» (6+) к 110‑летию со дня рождения выдающегося композитора.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Камерная и очень тихая по ощущению экспозиция погружает в прошлое композитора и города. В этом есть некий парадокс: лица и архивные документы рассказывают о Северной столице нечто большее, нежели это могли бы сделать фотографии зданий и интерьеров. Проникая в будущее и становясь настоящим, музыкальная мысль и музыкальный образ несут в себе отпечаток времени, в которое они рождались. И незримо в них всегда присутствует автор.
Вглядываясь в черты молодого Георгия Свиридова, людей, в окружении которых он запечатлен, ощущаешь себя где‑то на стыке времен: словно заглядываешь в бытование Петербурга — Ленинграда тех лет, и кажется, что, если задержишься у стендов чуть‑чуть подольше, постигнешь что‑то неизвестное. Свежая изморозь на стеклах витрин напоминает об одном из знаменитых сочинений Георгия Васильевича — оркестровой сюите «Метель», созданной на основе музыки к фильму Владимира Басова по одноименной повести А. С. Пушкина. Здесь, в толще снежных хлопьев, находится такой же белый будильник, символизирующий единство временного пространства. Он не заведен, а это значит, времени нет — еще один символический знак.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Шестнадцатилетний Георгий, тогда его еще называли Юрием, приехал в Ленинград в 1932 году. В тот момент город находился не только на авансцене культурной жизни в целом, но и на высочайшем уровне развития музыкальной культуры. Это были удивительный годы, когда даже московские композиторы стремились, чтобы их сочинения впервые были исполнены в Ленинграде и ленинградскими музыкантами. Только два события, чтобы чуть‑чуть приоткрыть дверцу в музыкальные события тех лет: зимой 1934 года на сцене Малого оперного театра впервые прозвучала опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»), а осенью 1935‑го — Ивана Дзержинского «Тихий Дон».
Для молодого Свиридова это период творческого становления, о котором повествует первая часть выставки: учеба в Центральном музыкальном техникуме (сегодня — Музыкальное училище имени М. П. Мусоргского) и Ленинградской консерватории, куда он поступил в 1936 году в класс композиции Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича. Важной частью жизни стало погружение в поэзию Александра Блока.
Со временем творчество великого поэта Серебряного века займет центральное место в произведениях Свиридова: вокальный цикл «Петербургские песни», поэма «Петербург», кантата «Петербург» и «Прощание с Петербургом» — на стихи Блока композитор написал более 80 сочинений, отдельных и объединенных в циклы.
«Свиридов с юных лет буквально боготворил Блока, — свидетельствует музыковед Александр Белоненко. — Поэт оказал большое воздействие на мировоззрение, религиозно-философские взгляды Свиридова, его своеобразную историософию России, на его эстетику».
Фотоматериалы, собранные в экспозиции из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, личных архивов племянника композитора Александра Белоненко и семьи композитора Михаила Юдина — педагога Свиридова по композиции в Музыкальном техникуме, насыщенными и яркими штрихами живописуют 23 года (1932 – 1955), которые Георгий Васильевич жил, учился и творил в Северной столице.
Читайте также:
В Музее истории религии работает выставка «Русские коллекционеры — от князя до купца»
В залах петербургского Союза художников работает выставка «Греховным миром не разгадан…»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (8054) от 11.12.2025 под заголовком «Петербургские годы ».





Комментарии