В ГМЗ «Царское Село» вернулись две акварели Павла Шипова
В музей-заповедник «Царское Село» вернулись две акварели художника Павла Шипова 1910 года из довоенного собрания музея. Они находились в рабочем кабинете Николая II в Александровском дворце.

ФОТО предоставлено пресс-службой ГМЗ «Царское Село»
Павел Шипов (1860 – 1919) — генерал-лейтенант, участник Русско-японской и Первой мировой войн. С 1909 года состоял в свите императора Николая II. Профессиональный художник, мастер русского военного портрета, образование он получил в Императорской академии художеств. В годы войны зарисовывал солдат и офицеров, наблюдая их в боях и на отдыхе.
На акварели «Представление депутации Вологодской губернии Николаю II 29 января 1910 года» изображены три члена депутации, двое из них держат в руках иконы с рушниками. В центре композиции — Николай II; слева, позади императора, — два офицера. На втором рисунке рядовой лейб-гвардии 4‑го Стрелкового батальона императорской фамилии полка. На лицевой стороне в правом нижнем углу подпись: «П. Шиповъ», в левом нижнем углу надпись в две строки: «Царское Село / 29 Янв. 1910».
Акварели вернулись в музейное собрание через посольство Российской Федерации в Германии. Передавший работы господин Бьерн Колер-Свендсен получил их от своего родственника — Хорста Колер-Свендсена, который находился в Пушкине в годы оккупации и вывез рисунки в Германию. Оба изображения наклеены на картон и окантованы в рамки. На оборотной стороне сделаны надписи шариковой ручкой на немецком, в них сообщается, при каких обстоятельствах акварели попали в Германию.
«Эту картину я привез из города Пушкина около Ленинграда. Она лежала на полу Александровского дворца, когда дворец был разрушен взрывами гранат. Я выжил, привез ее с собой в 1941 г. Ивар Хорст Колер-Свендсен», — написано на обороте одного из рисунков. «Эта картина развевалась на ветру, когда зимой 1941 г. Екатерининский / Александровский дворец в г. Пушкине, Россия (Ленинград) попал под бомбардировку и пострадал. Я поднял ее, выжил и привез с собой в г. Хюнксе», — перевод текста на другом.

— Мы испытываем трепет, когда в коллекцию музея возвращаются вещи, которые считались утраченными навсегда, — говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. — В годы Великой Отечественной мы теряли их сотнями, теперь возвращаются единицы. И от этого они приобретают другой смысл и особое значение, мы более пристально в них вглядываемся. Счастливы, что в последние годы среди «возвращенцев» — предметы из Александровского дворца, где мы продолжаем формировать экспозицию.
То, что до 1941 года эти произведения находились в рабочем кабинете императора в Александровском дворце, подтверждают инвентарные номера на акварелях и в инвентарной книге музейных ценностей пушкинских дворцов-музеев 1940 года. Обе акварели вернутся на свои исторические места.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7377) от 20.03.2023 под заголовком «Акварельные возвращенцы».
Материалы рубрики
В Музее истории школы Карла Мая открылась выставка, посвященная Ростиславу Добужинскому
В Доме-музее Павла Чистякова в Пушкине открылась выставка «Учитель — ученик: Басин и Чистяков»
В Петербурге показали книгу-альбом о Музее игрушки
Дмитрий Шувалов — сквозь времена и дали
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии