В ГМЗ «Павловск» отреставрировали старинный беломраморный пьедестал

В музее-заповеднике «Павловск» в преддверии 80‑летия Победы отреставрировали старинный беломраморный пьедестал итальянской работы последней четверти XVIII века, пострадавший во время Великой Отечественной войны.

В ГМЗ «Павловск» отреставрировали старинный беломраморный пьедестал  | ФОТО Motoki Tonn on Unsplash

ФОТО Motoki Tonn on Unsplash

Прообраз оформления того пьедестала — античный канделябр, декорированный масками баранов и оригинальными барельефами с изображениями путти с листьями аканта. В начале XVI века недалеко от церкви Святой Агнессы вне городских стен Рима были обнаружены фрагменты нескольких таких канделябров. Их реставрировали и разместили в этой церкви. Во второй половине XVIII века на древности снова обратили внимание и решили отреставрировать. Но на место вернули лишь один канделябр — второй поступил в собрание семьи Боргезе, а еще четыре, ставшие широко известными, попали в Ватикан, где создавался новый музей Пио-­Клементино. Реставрация античных канделябров и их появление в Ватикане привлекли внимание общественности, с предметов стали снимать слепки. Именно тогда, в последней четверти XVIII века, на основе слепка с оригинала был создан пьедестал, который позднее, во время правления Павла I, вошел в убранство Павловского дворца.

Вес пьедестала — 675 кг, на свое место — в Белую столовую (при Марии Федоровне с 1816 года здесь находилась Новая гостиная вдовствующей императрицы) — его бережно возвращали с помощью крана-погрузчика. Сверху постамента снова разместили беломраморную вазу, которую также из фрагментов восстановили пару лет назад.

Именно тяжесть пьедестала и вазы (ее вес более 120 кг) не позволила эвакуировать эти ценные предметы вглубь страны. Они оставались в оккупации, в 1944 году после освобождения Павловска были обнаружены разбитыми. Все найденные фрагменты, бережно сохраненные в фондах, реставраторы искусно соединили воедино, восполнив утраченные детали. В ходе реставрации мастера уточнили важные подробности: как выяснилось, ваза и пьедестал конструктивно связаны друг с другом, их изначально создавали для совместного экспонирования. Внутри постамента предусмотрено отверстие, которое точно соответствует ножке вазы.

Читайте также:

В парках своя геометрия. ГМЗ «Царское Село» подготовил деревья к высокому сезону

В ГМЗ «Павловск» отреставрирован каминный гарнитур из Нового кабинета Павла I


#реставрация #ГМЗ «Павловск» #80-летие Великой Победы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 65 (7887) от 11.04.2025 под заголовком «Ваза обрела пьедестал».


Комментарии