В ГМЗ «Гатчина» состоялось представление выставочного проекта «Освобождение»
Проект является третьей частью серии выставок, посвященных 80‑летию освобождения Гатчины от фашистских захватчиков. Выставка (6+) посвящена событиям января 1944 года, когда Красная армия с боями вошла в разрушенный город и увидела догорающий дворец. Выставка создана при участи музеев и архивов Ленинградской области, а также частных коллекционеров.
ФОТО АВТОРА
Первой выставкой была «Эвакуация», где речь шла о спасении музейных ценностей летом 1941 года. Вторая — «Оккупация» — рассказывала о годах пребывания в Гатчине врага, превратившего город в концлагерь.
Как сообщила Александра Фарафонова, научный руководитель ГМЗ «Гатчина», тема третьей выставки оказалась самой сложной в серии. С одной стороны, освобождение было радостным событием для гатчинцев как часть полного освобождения Ленинграда от блокады. С другой — музейные сотрудники, вернувшиеся из Ленинграда, увидели вместо Гатчинского дворца обожженные руины. Никита Сазонов, художник-дизайнер всей серии, для «Освобождения» придумал выразительный ход — на потолке выставочного зала закреплена фотография хмурого зимнего неба. Его увидели освободители, когда зашли внутрь дворца — кровли просто не было.
Выставка начинается двумя замечательными, истинно историческими снимками, которые сделали известные фронтовые фотографы Всеволод Тарасевич и Рафаил Мазелев. Им удалось снять бой за Гатчину 26 января 1944 года. Рядом находится рассекреченная несколько лет назад военная карта Гатчины с указанием территорий, разминированных в первые дни после освобождения. Несколько рисунков разрушенного Гатчинского дворца сделал Александр Ротач, архитектор-реставратор, который впоследствии принимал активное участие в его возрождении.
На стендах и в документальных фильмах представлены фрагменты воспоминаний Семена Конникова, Владимира Симаненка, Мартына Кузнецова — участников боев за освобождение Гатчины, а также фрагмент дневника Анатолия Погорелого, оператора киногруппы Ленинградского фронта, который вытащил из огня, охватившего дворец, две коробки с кинолентой «Чапаев». Она оказались с субтитрами на немецком языке — оккупанты смотрели кино о нашем герое.
Особое место отведено подробному рассказу о судьбе Ирины Янченко, хранителя Арсенального каре Гатчинского дворца. С сентября 1941 года она работала в Исаакиевском соборе, где хранились музейные ценности из пригородных дворцов, и отвечала за все фонды, спасенные из Гатчины.
В одном из писем коллеге на фронт Янченко пишет: «Мы должны выйти победителями. Мы еще увидимся с вами в нашем дворце». Этим надеждам не суждено было, однако, сбыться — она погибла в августе 1943 года во время артобстрела Ленинграда.
Центр выставки представляет собой инсталляцию из фрагментов мраморных скульптур, найденных в парке и во дворце. Сейчас они хранятся в фондах ГМЗ «Гатчина», сотрудники пытаются их идентифицировать. Как рассказала Фарафонова «Санкт-Петербургским ведомостям», всего на июнь 1941 года в собрании Гатчинского музея находилось более 92,5 тысячи предметов, из них 54 тысячи — особо ценных. Сейчас из довоенного собрания в музее находится всего 8,5 тысячи. Идентификация фрагментов усложняется недостатком фотографий. Из показанного на выставке «Освобождение» можно говорить о том, что голова музы, скорее всего, относится к скульптуре XVIII века, украшавшей Большую террасу-пристань на Белом озере. Остальные фрагменты, вероятно, относятся к скульптурам и вазам, украшавшим интерьеры дворца. Музейщики обращаются ко всем, у кого сохранились старые фотографии, с просьбой проверить, нет ли там гатчинских, они могут помочь в идентификации предметов.
На 2026 год, когда будет отмечаться 260‑летие начала строительства Гатчинского дворца, намечено завершение реставрации покоев Павла I и открытие выставки о том, как преображался музей. На ней, в частности, будут представлены некоторые фрагменты скульптур.
Выставка «Освобождение» работает до 15 декабря, на 24 декабря намечено открытие выставки «Возрождение» — финального проекта серии.
Читайте также:
На территории форта «Красная Горка» в Ломоносовском районе появился новый экскурсионный объект
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7775) от 21.10.2024 под заголовком «Муза с Большой пристани».
Комментарии