В ГМЗ «Гатчина» открылась выставка к 175‑летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны

В ГМЗ «Гатчина» работает большая выставка «О главном в моей жизни… Датская принцесса на русском троне», посвященная 175‑летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны — супруги Александра III и матери Николая II. В ее жизни отразилась сложная история России, ставшей для нее родиной. Она прожила здесь 53 года. Гатчинский дворец был ее любимой резиденцией.

В ГМЗ «Гатчина» открылась выставка к 175‑летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны | «Императрица Мария Федоровна правит экипажем. Весна 1887 года». Фотоателье «Кудрявцев и Ко»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«Императрица Мария Федоровна правит экипажем. Весна 1887 года». Фотоателье «Кудрявцев и Ко»./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Анна Хорошилова, старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина», куратор выставки, этот проект начинался с двух предметов. Первый — записка юной принцессы Марии: «Цветы тихо шепчут о главном в моей жизни, что я ношу в своем сердце радость и боль любви…». Она нарисовала рядом с текстом автопортрет. Этот скромный листок бумаги цесаревич Александр хранил в своем дневнике.

Второй предмет — веер, который датский король Кристиан IX подарил Марии накануне свадьбы. Он украшен гербами России и Дании и монограммой «Минни», как принцессу звали в семье.

Выставка построена как диалог писем, дневников и художественных произведений, которых примерно поровну — по 200. Соорганизатором выставки стал Государственный архив РФ, где хранятся материалы дома Романовых. Картины, произведения прикладного искусства, платья, модели ­кораблей и другие предметы предоставили ведущие музеи Петербурга. Музей изобразительных искусств ­Республики Карелия — натюрморты Марии Федоровны, когда‑то находившиеся в Аничковом дворце.

Мария основательно готовилась к приезду в Россию. Сохранилась ее тетрадь с конспектом по истории страны, рукописный датско-русский словарик, запись молитвы «Отче наш…», написанной по‑русски твердой рукой, как у носителя языка.

И вот — свадьба. Новобрачная получает в подарок веер из слоновой кости и шелка, украшенный цветочным орнаментом. Акварель Михаила Зичи «Бракосочетание в церкви Зимнего дворца» фиксирует радостное событие. Через год, в 1867‑м, принцесса, ставшая цесаревной Марией Федоровной, сфотографирована с веером «Ландыши». Редкий предмет сохранился, его можно рассмотреть.

Гатчина3_Пр.jpg
РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Следующее знаменательное событие — коронация Александра III. На выставке представлено фарфоровое блюдо «От крестьян Любанской волости», изготовленное на заводе «Сименс и Гальске», производившем изоляторы. Эскизы меню трех праздничных обедов создал в русском стиле известный художник Виктор Васнецов: передвижнику было близко все русское.

Мария Федоровна становится официальным лицом, «первой леди», с удовольствием принимая на себя эту роль. Как позже вспоминал Феликс Юсупов, «в ее манерах было столько величия, что там, куда она входила, не было видно никого, кроме нее». Об этом времени говорит веер с портретом императрицы и царским гербом на фоне морского пейзажа. Мария Федоровна пользовалась им во время заграничных визитов.

Дома она руководила Российским Красным Крестом, другими организациями, покровительствовала полкам, школам и больницам. Об этом свидетельствует алый веер «Карусель Кавалергардского Ее Величества полка. 1886», подаренный подшефными на полковой праздник.

Мраморный бюст императрицы создан скульптором Марком Антокольским. «Мы получили его из Эрмитажа, чем гордимся», — говорит Хорошилова.

В зале, названном куратором «Семейные узы», много трогательных писем, фотографий, рисунков. Но главное — портреты младших детей Михаила и Ольги кисти Валентина Серова. А рядом — веер, на котором нарисованы Александр III и все пятеро детей. Этот уникальный предмет создал Иван Крамской, еще один известный передвижник. Специально для выставки было отреставрировано изысканное шелковое платье императрицы, знавшей толк в нарядах. Она надела его на свадьбу Ксении, старшей дочери.

Другой наряд, также отреставрированный для выставки, — шелковый, шитый золотом костюм кабардинки, он хранится в РЭМ. Мария Федоровна получила его в подарок во время путешествия на Кавказ. Там же ей преподнесли веер с горным пейзажем.

Отдельная новелла выставки называется «Амазонка». По свидетельству современников, ­императрица была искусным всадником, могла соревноваться с мужчинами. В 2022 году меценат Михаил Карисалов подарил ГМЗ «Гатчина» рамку с 16 фотографиями, на двух Мария Федоровна управляет экипажем. «Снимки датированы 16 апреля и 27 мая 1887 года. Будем выяснять, к какому событию они были подарены Марии Федоровне», — сообщила Хорошилова.


#выставка #Гатчина #императрица

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (7319) от 15.12.2022 под заголовком «Императрица, наездница и просто красавица».


Комментарии