В главной библиотеке Ленобласти состоялась краеведческая конференция «Время, вперёд!»

Посвящена она была событию, о котором сегодня редко вспоминают: сорок лет назад в стране началась перестройка. Название для мероприятия было выбрано не случайно: именно так называлась оркестровая сюита композитора Георгия Свиридова, знакомая многим как заставка к телевизионной программе «Время».

В главной библиотеке Ленобласти состоялась краеведческая конференция «Время, вперёд!» | Плакат времен перестройки. Художник М. Беломлинский. Слова В. Суслова./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Плакат времен перестройки. Художник М. Беломлинский. Слова В. Суслова./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

В работе конференции участвовали представители разных поколений. Кто‑то видел перестройку собственными глазами, помнит события тех лет, а кто‑то только слышал о ней, для них это прошлое, требующее изучения. Несомненно одно: эпоха была яркой, она вызвала к жизни явления, которых ­прежде в стране не было. Что в полной мере нашло свое отражение и на территории нашего региона. Из положительного это конкурентные выборы, развитие кооперативного движения и предпринимательства, всплеск культурной жизни, музейной деятельности, интереса к историческому наследию, возвращение верующим храмов…

Именно во время перестройки, в 1988 году, были сделаны первые шаги к созданию музея-заповедника «Парк «Монрепо». Аттракционы парка культуры и отдыха имени Калинина Выборга были перемещены на Батарейную гору, а в парке «Монрепо» начались реставрационные работы, ставшие точкой отсчета возрождения усадьбы, и завершаются фактически только теперь.

Как заметил рок-музыкант Владимир Рекшан, в годы перестройки появилось ощущение, что практически все, что раньше было запретным, становится доступным, свободным, разрешенным, и вот-вот наступит то время, о котором прежде можно было только мечтать. Однако экономическая реальность и связанные с ней возможности сразу же опускали с небес на землю.

С 1989 года, как напомнил его художественный руководитель и директор Михаил Левшин, ведет свою летопись драматический театр «Комедианты». Первым спектаклем молодого актерского коллектива стала комедия классика итальянской драматургии Эдуардо Де Филиппо «Страс­ти по‑итальянски». Интересно, что этот спектакль стал визитной карточкой труппы и с успехом идет и сейчас.

Конечно, на конференции вспомнили и о бурном всплеске общественной и политической жизни. Именно на волне перестройки городу Петрокрепость было возвращено его историческое название Шлиссельбург. Это стало результатом городского референдума, состоявшегося 12 июня 1991 года. На нем в пользу этого названия высказались большинство голосовавших (64,9 %). Всего же в опросе участвовали 73,2 % жителей Петрокрепости (6623 человека). Кстати, в тот же день аналогичный референдум прошел и в Ленинграде: большинство жителей высказались тогда за возвращение городу названия Санкт-Петербург.

Еще один важный сюжет, прозвучавший на конференции: именно в годы перестройки было наконец‑то официально узаконено поисковое движение. «В ту пору я участвовал в поисковой группе «Возвращение», затем это название перешло к объединению поисковых отрядов Ленинграда и области, — рассказал один из старейших поисковиков Георгий Стрелец. — Первая «Вахта памяти» в Ленинградской области состоялась в мае 1990 года на Невском пятачке, когда были получены согласования от всех официальных инстанций. И именно тогда удалось найти место последнего боя его защитников в апреле 1942 года — плацдарм оказался отрезанным от другого берега Невы начавшимся ледоходом».

Специально для участников конференции в стенах библиотеки была развернута выставка плакатов и газет времен перестройки, в том числе и тех, что выходили в Ленинградской области. Казалось бы, прошло совсем не так много времени с тех пор, а читаешь их и как будто попадаешь совсем в другой мир.

Осенью 1989 года выходившая в городе Кингисеппе газета «За коммунизм» (орган горкома и горсовета) опубликовала проект развития города и района на тринадцатую пятилетку. В ней было перечислено много задач, в том числе построить в 1993 году подвесной мост через Лугу. В примечаниях указывалось: финансирование производственного объединения «Фосфорит». Этот пункт до сих пор так и остался на бумаге. Собственно говоря, как и тринадцатая пятилетка: она должна была начаться в 1991 году, но как раз к концу того года не стало ни Советского Союза, ни социалистической плановой экономики. И началась совсем иная жизнь…

В ноябре 1991‑го газета «Никаких секретов» (приложение к «Волховским огням») сообщала: «По уровню преступлений на каждые 10 тысяч жителей провинциальный Волхов сравнялся с американским Чикаго — признанной столицей международного преступного мира. Мы не поздравляем волховчан с этим достижением». Кстати, в той же газете рассказывалось, что в селе Плеханово Волховского района некий предприниматель отремонтировал здание бывшей ямской станции. Автор материала размышлял: «...рядом через дорогу — храм. Может, купит этот добрый человек и его?». Не сразу, не очень быстро, но эту церковь — Ильи Пророка — возродили из руин. И сегодня она, видная издалека, украшает панораму волховских берегов.

Читайте также:

Все в одной лодке. В Петербурге открылась выставка «Автопортрет. Во времени и в пространстве»

Поэзия в чемодане. В Петербурге открылась выставка «Почему, почему я лучше всех?»


#конференция #краеведение #библиотека

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (7904) от 12.05.2025 под заголовком «Когда запретное стало доступным».


Комментарии